Новая редакция Ст. 29 ЗК РФ
Утратила силу с 1 марта 2015 г.
Комментарий к Статье 29 ЗК РФ
Правило ст. 29 ЗК представляет собой, во-первых, отсылку к статьям 9, 10 и 11 ЗК по вопросу о компетенции публичных субъектов по предоставлению на том или ином праве земельных участков. Во-вторых, правило ст. 29 ЗК входит в состав, наверное, самого крупного отраслевого комплекса норм, который регулирует отношения по распоряжению земельными участками (а не "землями", как неправильно указывают некоторые исследователи <253>), право государственной собственности на которые не разграничено. Это предоставление земельных участков для строительства (ст. ст. 30, 30.1, 30.2, 31, 32 ЗК) и для целей, не связанных со строительством (ст. 34 ЗК); приватизация земельных участков под зданиями, строениями, сооружениями (ст. 36 ЗК); проведение торгов (конкурсов, аукционов), предметом которых является продажа земельных участков в собственность или предоставление в аренду (ст. 38 ЗК), для жилищного строительства (ст. 38.1 ЗК) и комплексного освоения в целях жилищного строительства (ст. 38.2 ЗК). Наконец, ст. 29 ЗК напрямую связана с порядком предоставления гражданам или организациям земель сельскохозяйственного назначения в собственность или в аренду (ст. ст. 80, 81 и 82 ЗК, а также ст. 10 Закона 101-ФЗ, Закон о КФХ, Закон о ЛПХ, Закон N 66-ФЗ).
--------------------------------
<253> Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. С.А. Боголюбов. 8-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2014. С. 158 (это мнение Е.А. Галиновской).
Обращаясь к ст. 29 ЗК, нельзя не учитывать и положения Закона о введении в действие ЗК. В соответствии с п. 10 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК до разграничения государственной собственности на землю распоряжение указанными землями осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. В поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, распоряжение осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов РФ, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения. Изложенные правила применяются, только если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Отдельные правила о распределении полномочий по распоряжению земельными участками, на которых расположены здания, строения, сооружения, законодатель включил также в Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Другой комментарий к Ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации
В комментируемой статье закреплена система исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые вправе предоставлять земельные участки гражданам и юридическим лицам. Компетенция этих органов по осуществлению данной функции управления определена в ст. 9-11 ЗК РФ.
Правомочие предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам соответствующих органов по общему правилу обусловлено правом собственности на земельные участки. Предоставление земельных участков является одной из правовых форм распоряжения своим имуществом - землей субъектом права публичной собственности. В теории земельного права предоставление земельных участков традиционно рассматривается в качестве одной из функций управления в сфере использования и охраны земель.
Распоряжение федеральными землями путем их предоставления осуществляет Правительство РФ. Если земли находятся в собственности субъекта РФ, то функцию предоставления земельного участка из состава этих земель осуществляет исполнительный орган государственной власти субъекта РФ. В случае, когда нужно осуществить эту процедуру в отношении земельного участка, принадлежащего муниципальному образованию, предоставление земель относится к компетенции органа местного самоуправления. Основанием приобретения прав на землю в этих случаях является решение указанных органов - административный акт.
Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, установлен в п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1 названного Закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если этим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов РФ, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно п. 14 ст. 3 названного Закона с 1 января 2010 г. при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется. Это правило не распространяется на земельные участки, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, а также на земельные участки, предоставляемые в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации и документами территориального планирования субъектов РФ.