Перейти к основному содержанию

Статья 33 ЗК РФ. Нормы предоставления земельных участков

Новая редакция Ст. 33 ЗК РФ

Утратила силу с 1 марта 2015 г.

Комментарий к Статье 33 ЗК РФ

Правила комментируемой статьи регулируют важнейший элемент института "предоставление земельных участков" в собственность, выходящий далеко за рамки земельных отношений, являющийся также частью градостроительной деятельности (правила землепользования и застройки). Статья 33 ЗК находится как бы на вершине пирамиды совокупности норм (по сути - субинститута), в основании которой находится необъятный массив муниципальных нормативных правовых актов, а также регионального законодательства, устанавливающих предельные (максимальные и минимальные) размеры предоставляемых земельных участков. Вместе с этим необходимо подчеркнуть и определенное неудобство в ходе применения комментируемой статьи. Пирамидальное построение субинститута, важнейшей частью которого является ст. 33 ЗК, предполагает наличие определенных навыков при определении размера земельного участка, предоставляемого с учетом категории земель и вида разрешенного использования.

Все четыре пункта статьи (1, 2, 2.1 и 3) содержат отсылки к федеральным законам, законам субъектов, нормативным правовым актам органам местного самоуправления, нормам отвода земель, правилам землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации. Пункты 1, 2, 2.1 связаны с предоставлением земельных участков гражданам для целей, не связанных как со строительством, так и с индивидуальным жилищным строительством. В п. 3 комментируемой статьи, как видно из его формулировок, подразумеваются предельные размеры земельных участков, которые, во-первых, предоставляются не только гражданам, но и юридическим лицам; во-вторых, для различных целей, в том числе и для строительства объектов недвижимости, включая строительство линейных объектов. Это подтверждается и тем обстоятельством, что в ЗК мы больше не находим статей о нормах предоставления земельных участков. В-третьих, правило п. 3 ст. 33 ЗК распространяется на отношения по приватизации зданий, строений и сооружений, на что указывает отсылка к этому пункту в п. 2 ст. 35 ЗК. Об этом же еще в 2005 г. высказался и Пленум ВАС РФ <348>. Также необходимо учитывать, что нормы предоставления земельных участков устанавливаются для случаев раздела, объединения, перераспределения или выдела из земельных участков.
--------------------------------
<348> Абз. 4 п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" // .

Нормы предоставления земельных участков устанавливаются:

для населенных пунктов;

для населенных пунктов и других категорий земель (если вид разрешенного использования допускается на более чем одной категории);

для земель сельскохозяйственного назначения.

Для населенных пунктов нормы предоставления земельных участков устанавливаются правилами землепользования и застройки (далее - ПЗиЗ) - документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (ч. 8 ст. 1 ГрК). Статья 38 ГрК предусматривает предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в каждой территориальной зоне или подзоне населенного пункта.

Так, например, ст. 44.2 ПЗиЗ Кромского сельского поселения Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области <349> (типичное среднее по размеру поселение Центральной России) предусматривает в зоне малоэтажной жилой застройки с приусадебными участками Ж-1 следующие предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из муниципальных земель для индивидуального жилищного строительства: максимальный размер - 1500 кв. м, минимальный размер - 600 кв. м; минимальная площадь образуемых при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства - 600 кв. м; в Ж-2, зоне малоэтажной многоквартирной жилой застройки, минимальная площадь земельного участка для многоквартирных жилых домов рассчитывается по Методическим указаниям по расчету нормативных размеров земельного участка в кондоминиумах (СП 30-101-98). Статья 44.4 указанных ПЗиЗ в К-1 "Зона коллективных садов и придомовых садовых участков" устанавливает предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для садоводства и огородничества: максимальный размер - 1000 кв. м, минимальный размер - 400 кв. м.
--------------------------------
<349> Утверждены решением от 05.02.2013 N 2 Совета Кромского сельского поселения Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области // (дата обращения: 04.01.2014).

Для сравнения обратимся к областному центру (с населением численностью от 400 до 500 тыс. чел. Центральной России) - к г. Иваново. Согласно ПЗиЗ г. Иваново <350> в Ж-1 "Зона индивидуальной жилой застройки" установлены параметры застройки: минимальная площадь земельного участка для жилищного строительства на одну квартиру - 0,04 га; максимальная - 0,12 га (не распространяется на ранее отведенные земельные участки); максимальная площадь земельного участка для огородничества - 0,039 га (п. 1 и 2 ст. 32.1); в Ж-2 "Зона малоэтажной жилой застройки установлены следующие параметры застройки: минимальная площадь земельного участка для жилых домов блокированной застройки с участками - 0,04 га на одну квартиру (ст. 32.2); в Ж-3 "Зона многоэтажной жилой застройки" параметры застройки: минимальная площадь земельного участка для жилищного строительства - 0,05 га (ст. 32.3).
--------------------------------
<350> Решение Ивановской городской Думы от 29 июля 2011 г. N 263 "О внесении изменений и дополнений в правила землепользования и застройки города Иванова, утвержденные решением Ивановской городской Думы от 27.02.2008 N 694" // СПС "Референт".

Для сравнения обратимся к одному из городов в одном из самых восточных субъектов Российской Федерации - к г. Якутску. В соответствии со ст. 36.3 ПЗиЗ г. Якутска <351> "Зона индивидуальной жилой застройки" Ж-1А выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих жилых домов усадебного типа с минимально разрешенным набором услуг местного значения. Основные виды разрешенного использования недвижимости: - отдельно стоящие односемейные дома с участками площадью 600 - 1200 кв. м. "Зона индивидуальной усадебной жилой застройки с содержанием домашнего скота и птицы" Ж-1Б выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих жилых домов усадебного типа с минимально разрешенным набором услуг местного значения. Основные виды разрешенного использования недвижимости: отдельно стоящие односемейные дома с земельными участками более 1200 кв. м с возможностью содержания домашнего скота и птицы. "Зона индивидуальной жилой застройки городского типа с участками" Ж-2 выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих и блокированных индивидуальных жилых домов (коттеджей) с минимально разрешенным набором услуг местного значения. Основные виды разрешенного использования недвижимости: отдельно стоящие одноквартирные дома (коттеджи) с участками до 1800 кв. м. Наконец "Зона смешанной застройки индивидуальными и квартирными домами с участками" Ж-3 выделена для обеспечения правовых условий формирования районов с домами квартирного типа не выше 3 этажей, преимущественно муниципальных, сдаваемых внаем для временного проживания с ограниченным разрешенным набором услуг местного значения. Основные виды разрешенного использования недвижимости: отдельно стоящие одноквартирные дома с участками до 1000 кв. м; блокированные одноквартирные дома с участками до 400 кв. м; дома квартирного типа до 3 этажей с участками.
--------------------------------
<351> Правила землепользования застройки города Якутска (утв. решением окружного Совета г. Якутска от 25.06.2007 N РОС-51-9 "Об утверждении правил землепользования застройки города Якутска") // (дата обращения: 13.01.2014).

Нормы предоставления земельных участков могут устанавливаться федеральным законодательством для отдельных видов разрешенного использования земельных участков, например, в границах населенных пунктов или на землях сельскохозяйственного назначения. Согласно п. 4 ст. 4 Закона о ЛПХ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством. Одновременно с этим п. 5 ст. 4 Закона о ЛПХ устанавливает правило, согласно которому максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта РФ, но не более чем в пять раз.

Законодательством субъектов РФ также устанавливаются нормы предоставления гражданам земельных участков в составе зон сельскохозяйственного использования, а также на землях сельскохозяйственного назначения. В соответствии со ст. 1 Закона Московской области от 28 мая 2003 г. N 3/59-П "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области" <352> минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность составляют: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства - 2,0 га; садоводства - 0,06 га; огородничества - 0,04 га; дачного строительства - 0,06 га. Максимальные размеры для указанных видов разрешенного использования составляют соответственно для крестьянского (фермерского) хозяйства - 40,0 га; садоводства - 0,15 га; огородничества - 0,10 га; дачного строительства - 0,25 га.
--------------------------------
<352> Принят Постановлением Московской областной Думы от 28 мая 2003 г. N 3/59-П // СПС "Референт".

Что касается норм предоставления (отвода) земельных участков для строительства линейных объектов, то в настоящее время в значительном числе случаев продолжают действовать утвержденные Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства нормы отвода, а именно:

Нормы отвода земель для магистральных трубопроводов (СН 456-73) <353>;
--------------------------------
<353> Утв. Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 29 декабря 1973 г. // Сборник норм отвода земель для строительства линейных сооружений. М.: Стройиздат, 1976. С. 7 - 12.

Нормы отвода земель для предприятий рыбного хозяйства (СН 455-73) <354>;
--------------------------------
<354> Утв. Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 29 декабря 1973 г. // Там же. С. 7 - 12.

Нормы отвода земель для магистральных водопроводов и канализационных коллекторов (СН 456-73) <355>;
--------------------------------
<355> Утв. Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 28 декабря 1973 г. // Там же. С. 12 - 18.

Нормы отвода земель для аэропортов (СН 457-74) <356>;
--------------------------------
<356> Утв. Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 29 декабря 1973 г. // Там же. С. 19 - 21.

Нормы отвода земель для нефтяных и газовых скважин (СН 459-74) <357>;
--------------------------------
<357> Утв. Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 25 марта 1974 г. // Там же. С. 22 - 29.

Нормы отвода земель для линий связи (СН 461-74) <358>;
--------------------------------
<358> Утв. Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 3 июня 1974 г. // Там же. С. 31 - 35.

Нормы отвода земель для сооружений геолого-разведочных скважин (СН 462-74) <359>;
--------------------------------
<359> Утв. Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 5 июня 1974 г. // Там же. С. 37 - 43.

Нормы отвода земель для мелиоративных каналов (СН 474-75) <360>.
--------------------------------
<360> Утверждены Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 14 июля 1975 г. // Сборник норм отвода земель для строительства линейных сооружений. С. 83 - 92.

Ряд норм отвода утвержден в последние двадцать лет. Среди них:

Нормы отвода земель для электрических сетей напряжением 0,38 - 750 кВ (ЭСП N 14278 ТМ-Т1); заменили нормы СН 465-74 <361>;
--------------------------------
<361> СПС "Гарант".

Укрупненные величины площадей отвода земли в постоянное пользование для установки унифицированных опор воздушных линий электропередачи напряжением 6-10 кВ (ВЛ) <362>;
--------------------------------
<362> Составлены в качестве справочного материала к Нормам отвода земли для электрических сетей напряжением 0,38 - 750 Кв (СЭП N 14278тм-т1) (письмо АО РОСЭП от 3 апреля 1996 года N 07.09-96).

Нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.09.2009 N 717); заменили нормы СН 467-74 <363>;
--------------------------------
<363> СПС "Гарант".

Нормы и правила проектирования отвода земель для железных дорог (ОСН 3.02.01-97); заменили нормы СН 468-74 <364>;
--------------------------------
<364> СПС "Гарант".

Другой комментарий к Ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации

1. Земельное законодательство закрепляет принцип нормирования площадей земельных участков при их предоставлении. Реализация этого принципа на практике дает возможность предоставлять в результате изъятия земельных участков объективно необходимые для использования площади участков.

Комментируемая статья определяет компетенцию соответствующих органов и порядок установления норм предоставления земельных участков. Пункт 1 комментируемой статьи предусматривает, что установление предельных, т.е. максимальных и минимальных размеров земельных участков, которые предоставляются гражданам для определенных целей из состава земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относится к компетенции субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Нормы площадей земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства устанавливаются в законах субъектов РФ.

Так, Законом Московской области от 17 июня 2003 г. N 63/2003-ОЗ "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых на территории Московской области" установлены минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения: крестьянского (фермерского) хозяйства - 2,0 га; садоводства - 0,06 га; огородничества - 0,04 га; дачного строительства - 0,06 га (ст. 1).

Установлены максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения: крестьянского (фермерского) хозяйства - 40,0 га; садоводства - 0,15 га; огородничества - 0,10 га; дачного строительства - 0,25 га.

2. В п. 2 комментируемой статьи установлен порядок определения максимальных размеров земельных участков, которые предоставляются гражданам в собственность бесплатно. Максимальные размеры земельных участков устанавливаются федеральными законами, если речь идет о земельных участках, предоставляемых из состава земель, которые являются федеральной собственностью, либо законами субъектов РФ, когда предоставляются земельные участки из состава земель, принадлежащих субъектам РФ. В нормативных правовых актах органов местного самоуправления определяются нормы земельных участков, которые предоставляются из земель, находящихся в муниципальной собственности.

В иных случаях площадь предоставляемого земельного участка может определяться на основании утвержденных норм отвода земель, либо правил землепользования и застройки, или на основании землеустроительной, градостроительной и проектной документации.

Например, нормы отвода земель для электрических сетей напряжением 0,38-750 кВ утверждены приказом Минтопэнерго России от 20 мая 1994 г. N 14278 тм-т1, нормы отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также нормы расчета охранных зон железных дорог утверждены приказом Минтранса России от 6 августа 2008 г. N 126 и др.

Определение землеустроительной документации содержится в ст. 1 Федерального закона "О землеустройстве". К ней относятся документы, полученные в результате проведения землеустройства. В ст. 19 Закона перечислены виды землеустроительной документации. К землеустроительной документации относятся генеральная схема землеустройства территории РФ, схема землеустройства территорий субъектов РФ, схема землеустройства муниципальных образований, схемы использования и охраны земель; карты (планы) объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства; проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий; материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель; тематические карты и атласы состояния и использования земель.

Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться другие виды землеустроительной документации. Состав, содержание и правила оформления каждого вида землеустроительной документации регламентируются соответствующими техническими условиями и требованиями проведения землеустройства.