Новая редакция Ст. 32 ЗК РФ
Утратила силу с 1 марта 2015 г.
Комментарий к Статье 32 ЗК РФ
Комментируемая статья является своеобразным итогом, венчающим процедуры предоставления земельных участков в рамках конструкции "с предварительным согласованием мест размещения объектов", правила о которых распределены между ст. ст. 30, 31 и 32, и закрепляет процедуру выбора земельного участка, которой посвящена предыдущая ст. 31 ЗК. Пункты 1 и 2 ст. 32 ЗК адресованы исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления. Первое предложение п. 2 комментируемой статьи является вторичной редакцией абз. п. 8 ст. 31 ЗК.
Пункт 4 ст. 32 ЗК стоит особняком, слабо связан с двумя предыдущими пунктами и представляет собой, по сути, прямые и косвенные отсылки к ряду статей ЗК, регулирующих условия изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд, а именно: к ст. ст. 49, 54, 55, 57, п. 2 ст. 61, ст. 63, а также ст. 46 (основания прекращения аренды земельного участка) ЗК. Второе предложение п. 4 ст. 32 ЗК связано со ст. 56 ЗК, а также со ст. 275 ГК (хотя и прямо не указывается, однако по смыслу подразумевается), согласно п. 1 которой сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. Второе предложение п. 4 ст. 32 ЗК также связано и со ст. 11.8 ЗК (возникновение и сохранение прав, обременений (ограничений) на образуемые и измененные земельные участки).
Пункт 1 ст. 32 ЗК предусматривает образование земельного участка в соответствии с решением о предварительном согласовании места размещения объекта, установление местоположения границ земельного участка (а не "установление границ", как указано в этом пункте) и постановку его на кадастровый учет (а не "кадастровый учет", как некорректно указано в комментируемом пункте). Причем образование земельного участка с технической точки зрения в данном случае может произойти и в результате объединения земельных участков (объединению подлежат изъятые для государственных или муниципальных нужд земельные участки), и вследствие раздела (при сохранении исходного земельного участка в измененных границах и при сохранении на него права у первоначального правообладателя). Выдел и перераспределение как способы образования земельного участка в целях, предусмотренных п. 1 ст. 32 ЗК, представляются нам маловероятными. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта включается в приложение к межевому плану в качестве сканированного образа, заверенного усиленной электронной цифровой подписью кадастрового инженера.
Пункт 2 ст. 32 ЗК предусматривает в идеальном варианте принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в течение двух недель с момента обращения заинтересованного лица. Однако даже на этом этапе, несмотря на образование земельного участка в соответствии с решением о предварительном согласовании места размещения объекта, в предоставлении такого земельного участка может быть отказано. Поэтому время от времени судам приходится рассматривать заявления граждан и организаций о признании незаконным отказа предоставить земельный участок в соответствии с утвержденным актом выбора <346> или о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения по вопросу о предоставлении земельного участка в соответствии с актом выбора <347>.
--------------------------------
<346> Постановление ФАС СКО от 06.09.2005 по делу N Ф08-3563/2005 // .
<347> Постановление ФАС СКО от 30.01.2007 по делу Ф08-5715/2006 // .
Другой комментарий к Ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации
После того как принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта по заявкам заинтересованных лиц, за их счет устанавливаются границы земельного участка на местности и проводится его государственный кадастровый учет. Затем соответствующие органы на основании заявления заинтересованного лица и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимают решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Границы земельного участка устанавливаются в следующем порядке. Согласно п. 7 ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, т.е. точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Порядок установления характерных точек границ земельного участка, порядок определения их координат, а также требования к точности определения таких координат устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Статья 39 названного Закона предусматривает, что местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с заинтересованными лицами в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ. Предметом согласования является определение местоположения границы земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности. Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае по общему правилу согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности.
Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится путем проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.
Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (ст. 40 названного Закона). Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном ЗК порядке.
Необходимо также отметить, что согласно ст. 37 Федерального закона "Об охране окружающей среды" запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности.