Перейти к основному содержанию

Статья 48 ЗК РФ. Основания прекращения сервитута

Новая редакция Ст. 48 ЗК РФ

1. Сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

2. Публичный сервитут, за исключением публичного сервитута, установленного в порядке, предусмотренном главой V.7 настоящего Кодекса, может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.

3. В случае истечения срока публичного сервитута он считается прекращенным по истечении последнего дня последнего месяца срока публичного сервитута. Принятие решения о прекращении публичного сервитута в этом случае не требуется.

4. Публичный сервитут, установленный в порядке, предусмотренном главой V.7 настоящего Кодекса, прекращается на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принявших решение об установлении публичного сервитута, в случаях, если:

1) деятельность, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, не осуществляется на протяжении двух и более лет;

2) в срок, установленный пунктом 2 статьи 39.46 настоящего Кодекса, не внесена плата за публичный сервитут, установленный в отношении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и (или) юридическим лицам;

3) не внесена плата за публичный сервитут, установленный в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и (или) юридическим лицам:

в срок более чем шесть месяцев со дня получения правообладателем земельного участка проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута, если плата за публичный сервитут вносится единовременным платежом;

более двух раз подряд по истечении установленного соглашением об осуществлении публичного сервитута срока платежа, если плата за публичный сервитут вносится периодическими платежами;

4) обладатель публичного сервитута отказался от него.

5. При наступлении обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 4 настоящей статьи, решение о прекращении публичного сервитута может быть принято уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.38 настоящего Кодекса, самостоятельно или по заявлению правообладателя земельного участка, обремененного публичным сервитутом. Решение о прекращении публичного сервитута по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 4 настоящей статьи, принимается уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.38 настоящего Кодекса, по заявлению правообладателя земельного участка, обремененного публичным сервитутом.

6. Правообладатель земельного участка вправе требовать прекращения публичного сервитута в судебном порядке при наличии следующих оснований:

1) нарушение порядка установления публичного сервитута;

2) отсутствие возможности использования земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества или возникновение существенного затруднения в их использовании в соответствии с их разрешенным использованием в связи с осуществлением публичного сервитута, за исключением случаев, если публичный сервитут установлен в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса;

3) изменение документации по планировке территории, в соответствии с которой был установлен публичный сервитут, предусматривающее иное местоположение инженерного сооружения, в целях размещения которого был установлен публичный сервитут, с учетом срока переноса указанного инженерного сооружения (при наличии такого срока);

4) осуществление обладателем публичного сервитута деятельности, для обеспечения которой был установлен публичный сервитут, с нарушением требований федеральных законов, технических регламентов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и (или) условий осуществления публичного сервитута, предусмотренных решением об установлении публичного сервитута и (или) соглашением об осуществлении публичного сервитута;

5) в связи с обстоятельствами, указанными в подпунктах 1 и 3 пункта 4 настоящей статьи.

Комментарий к Статье 48 ЗК РФ

Согласно правилу п. 1 комментируемой статьи частный сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута (ст. 276 ГК).

Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает прекращение публичного сервитута в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута. Понятие "общественные нужды" применительно к установлению сервитута в земельном законодательстве не раскрывается. По смыслу правила п. 2 ст. 23 ЗК общественные нужды в данном случае все то, что "необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения". Соответственно, в том случае, когда необходимость для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения путем установления публичного сервитута отпадает, то это и является основанием для принятия акта о его отмене.

Органы местного самоуправления могут устанавливать требования юридико-технического характера, которым должен соответствовать акт об отмене публичного сервитута. Так, например, в г. Красноярске правовой акт об отмене публичного сервитута должен содержать следующие сведения:

1) место нахождения земельного участка, в отношении которого установлен публичный сервитут;

2) кадастровый номер земельного участка;

3) реквизиты правового акта об установлении публичного сервитута;

4) сведения о правообладателе земельного участка, обремененного публичным сервитутом;

5) содержание публичного сервитута;

6) сфера действия публичного сервитута;

7) указание на срок действия публичного сервитута <460>.
--------------------------------
<460> Положение о порядке подготовки и принятия решений об установлении публичных сервитутов на территории города Красноярска (утв. Постановлением администрации г. Красноярска от 05.09.2011 N 361) // (дата обращения: 14.02.2014).

Акт об отмене публичного сервитута, однако, не единственный процедурный способ его прекращения. В положениях об установлении публичных сервитутов на земельных участках, которые принимаются органами местного самоуправления, предусматриваются и другие основания. Во-первых, срочный публичный сервитут прекращается по сроку его действия. Во-вторых, по решению суда об отмене сервитута. Причем основанием такого решения может являться как отсутствие общественных нужд, так и признание недействительным решения об установлении сервитута <461>.
--------------------------------
<461> Статья 6 Положения "О порядке установления публичных сервитутов на земельных участках, расположенных на территории Каменского городского округа [Свердловской области]" (утв. решением Думы Каменского городского округа от 17.07.2008 N 61) // (дата обращения: 14.02.2014); Пункт 6.1 Положения о порядке установления публичных сервитутов на земельные участки, находящиеся на территории Ванинского муниципального района Хабаровского края (утв. решением районного Собрания депутатов муниципального образования Ванинского района Хабаровского края от 30.11.2004 N 49) // (дата обращения: 14.02.2014); Абзац 1 п. 6.1 Положения о порядке установления и прекращения публичных сервитутов на земельных участках, расположенных на территории г. Иркутска (утв. решением Думы города Иркутска от 22 октября 2008 г. N 004-20-540925/8) // (дата обращения: 14.02.2014); Статья 11 Положения об установлении публичных сервитутов в интересах города Иванова (утв. решением Ивановской городской Думы от 30 марта 2006 г. N 88) // (дата обращения: 14.02.2014).

Требовать прекращения публичного сервитута в судебном порядке может собственник земельного участка, который обременен таким сервитутом. Однако собственник должен представить доказательства того, что обстоятельства, послужившие основанием для установления обременения в виде права прохода и проезда в интересах неопределенного круга лиц, отпали <462>.
--------------------------------
<462> См.: Постановление ФАС СЗО от 05.09.2011 по делу N А56-57861/2010 // .

Если публичный сервитут устанавливается на определенный срок, то он должен прекращаться автоматически без принятия нормативного акта <463>.
--------------------------------
<463> Малеина М.Н. Правовые аспекты установления и прекращения публичного земельного сервитута // .

И в случае установления публичного сервитута (как и частного), и в случае его прекращения производится государственная регистрация его возникновения или прекращения. При этом необходимо учитывать положение п. 2 ст. 27 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество: если сервитут относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается кадастровый паспорт такого объекта недвижимости, на котором отмечена сфера действия сервитута, или кадастровая выписка о таком объекте недвижимости, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о части такого объекта недвижимости, на которую распространяется сфера действия сервитута.

Если сервитут относится ко всему земельному участку, предоставление кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке не требуется.

Такое различие в составе документов носит не просто формальный характер. С целью установления сервитута (причем неважно, публичного или частного) в отношении части земельного участка кадастровый инженер подготавливает отчет о фактическом местоположении границы части земельного участка для установления сервитута, в состав которого входит каталог (или каталоги, если предусмотрено несколько вариантов установления сервитута) координат местоположения характерных точек границ сервитута. Сведения о координатах вносятся в ГКН, а затем уже вносится запись о сервитуте в ЕГРП. "Сфера действия сервитута", если перевести ее на язык кадастровой деятельности, таким образом, не что иное, как часть земельного участка, местоположение границ которой на плане (не всегда это удается сделать на местности) определяет его длину и ширину. Соответственно при прекращении сервитута действует обратный порядок: сначала вносится запись о прекращении действия сервитута в ЕГРП, а затем из ГКН исключаются сведения о координатах местоположения характерных точек границ сервитута.

Другой комментарий к Ст. 48 Земельного кодекса Российской Федерации

Комментируемая статья определяет основания прекращения частных и публичных сервитутов. Основание прекращения частного сервитута предусмотрено в ст. 276 ГК РФ. Так, по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

Публичный сервитут может быть прекращен в том случае, если те общественные нужды, ради удовлетворения которых он был установлен, отпали. В этом случае принимается акт об отмене сервитута. Очевидно, имеется в виду ненормативный правовой акт, который должен быть принят органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, которые указаны в ст. 29 ЗК РФ.

В соответствии со ст. 31 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" переход прав на государственное или муниципальное имущество, обремененное публичным сервитутом, не влечет за собой прекращение публичного сервитута. Предусмотренные ограничения прав собственника имущества, приобретенного в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, сохраняются при всех сделках с этим имуществом, вплоть до их отмены (прекращения публичного сервитута). Обременение, в том числе публичный сервитут, может быть прекращено или их условия могут быть изменены в случаях отсутствия или изменения государственного либо общественного интереса в обременении, в том числе в публичном сервитуте, или невозможности или существенного затруднения использования имущества по его прямому назначению.

Прекращение обременения, в том числе публичного сервитута, или изменение их условий допускается на основании решения органа, принявшего решение об условиях приватизации, или иного уполномоченного органа либо на основании решения суда, принятого по иску собственника имущества.

Статья 9 ЛК РФ предусматривает, что право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут) прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК.

Порядок государственной регистрации прекращения сервитута установлен в Методических рекомендациях о порядке государственной регистрации сервитутов на земельные участки, утвержденных приказом Минюста России от 26 июля 2004 г. N 132. В качестве документов - оснований, подтверждающих досрочное прекращение сервитута на земельный участок, установленного в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 274 ГК РФ, рекомендуется истребовать соглашение о прекращении сервитута, заключенное собственником земельного участка и лицом, в пользу которого установлен сервитут (либо решение суда о прекращении сервитута).