Перейти к основному содержанию

Статья 49 ЗК РФ. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Новая редакция Ст. 49 ЗК РФ

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:

1) выполнением международных договоров Российской Федерации;

2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:

объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;

объекты использования атомной энергии;

объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;

объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

объекты, обеспечивающие космическую деятельность;

линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;

автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;

3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

Комментарий к Статье 49 ЗК РФ

Положения комментируемой статьи составляют часть обособленного комплекса взаимосвязанных между собой норм ЗК и ГК, которые регулируют существенные (но не все) аспекты изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Помимо ст. 49 ЗК, это, во-первых, ст. ст. 55, 57, 62 и 63 ЗК. Основания и порядок изъятия земельных участков определены ст. ст. 49, 55 ЗК и ст. 279 ГК. Во-вторых, это также ст. 281 (выкупная цена) и ст. 282 (предъявления иска о выкупе земельного участка) ГК.

В действующем законодательстве отсутствует четкое определение понятия "государственные или муниципальные нужды". Разъяснение по этому вопросу дал Пленум ВС РФ в Постановлении от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации":

Под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов РФ, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (выполнение международных обязательств Российской Федерации, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений) <464>.
--------------------------------
<464> .

Несмотря на разъяснение Пленума ВС РФ, весьма острым остается вопрос об обязанностях органов публичной власти доказывать наличие государственных (муниципальных) нужд, а также невозможность их удовлетворения иначе, чем посредством изъятия земельного участка. Единообразной судебной практики по этому вопросу не сложилось, равно как и его четкого нормативного решения <465>.
--------------------------------
<465> Чаркин С.А. О некоторых проблемах правового регулирования прекращения права частной собственности на земельные участки // .

Утверждение документации по планировке застроенной территории связано также с изъятием земельных участков для муниципальных нужд в рамках института развития застроенных территорий. Анализ правоприменительной практики, в частности принятых решений органов местного самоуправления, а также актов, принятых на уровне отдельных городских округов, позволяет сделать вывод о том, что решение о развитии застроенной территории является основанием для изъятия земельного участка для муниципальных нужд <466>.
--------------------------------
<466> Зарипова А.Г. Соотношение полномочий органа местного самоуправления по принятию решений о развитии застроенных территорий с полномочиями по изъятию земельного участка для муниципальных нужд // (дата обращения: 04.01.2014).

Согласно письму Росстроя от 02.06.2008 N ОС-2724/02-1 "О разъяснении полномочий органов местного самоуправления при принятии решений о развитии застроенных территорий" органы местного самоуправления наделены полномочиями по принятию решений о развитии застроенных территорий, предусмотренных ГрК, вне зависимости от того, имеются ли указанные полномочия в уставе органа местного самоуправления <467>.
--------------------------------
<467> Письмо Росстроя от 02.06.2008 N ОС-2724/02-1 "О разъяснении полномочий органов местного самоуправления при принятии решений о развитии застроенных территорий" // .

В пункте 1 комментируемой статьи случаи изъятия земельных участков разбиты на три группы: выполнение международных обязательств (подп. 1), реализация широкого спектра мероприятий по решению задач публичного характера, выполнение которых направлено на нормальное функционирование государственного организма и общества в целом, обеспечение обороны и безопасности, общегосударственной инфраструктуры, коммуникаций (подп. 2), наконец, "иные обстоятельства в установленных федеральными законами случаях" (подп. 3). Подпункт 3 ст. 49 подразумевает в значительной степени реализацию градостроительной политики органов местного самоуправления, а также г. Москвы и Санкт-Петербурга. Так, утверждение документации по планировке застроенной территории связано с изъятием земельных участков для муниципальных нужд в рамках института развития застроенных территорий. Анализ правоприменительной практики, в частности принятых решений органов местного самоуправления, а также актов, принятых на уровне отдельных городских округов, позволяет сделать вывод о том, что решение о развитии застроенной территории является основанием для изъятия земельного участка для муниципальных нужд <468>.
--------------------------------
<468> Зарипова А.Г. Указ. соч.

Пункт 3 комментируемой статьи в вопросе об условиях и порядке изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков отсылает к ст. 55 ЗК (см. развернутый комментарий к ст. 55 ЗК).

Другой комментарий к Ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации

1. Объективно существующие потребности экономического и социального развития общества вызывают необходимость перераспределения земель, их изъятия у одних лиц и предоставления другим. Если исключить такую возможность, то это станет тормозом общественного развития. Нельзя будет построить ни железную, ни автомобильную дорогу, ни электростанцию, ни завод и т.п. объекты, поскольку земли уже заняты, находятся в чьей-то собственности, используются на иных основаниях. Решать проблемы экономического развития только за счет изъятия публичных земель можно лишь отчасти. Поэтому изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в том числе и тех, которые находятся в частной собственности или используются на иных титулах, является тем правовым инструментом, с помощью которого государство имеет возможность принудительно отчуждать земельные участки с тем, чтобы использовать их в общественных интересах.

Общие положения, касающиеся определения порядка изъятия (выкупа) земельных участков для государственных или муниципальных нужд, отражены в ЗК РФ. Так, ст. 9 ЗК РФ относит к сфере полномочий РФ в области земельных отношений установление порядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд и изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для нужд Российской Федерации. К полномочиям субъектов РФ относится изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ (ст. 10 ЗК РФ). К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд - это функция управления, посредством которой осуществляется перераспределение земель, в том числе путем прекращения прав на землю, для удовлетворения общественных интересов при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов.

Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд является основаниями прекращения права собственности на земельный участок (ст. 44 ЗК РФ), прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком (п. 5 ст. 45 ЗК РФ), прекращения аренды земельного участка (п. 5 ст. 46 ЗК РФ).

Изъятие земельных участков в качестве одного из видов оснований прекращения прав на земельный участок следует отличать от изъятия земельного участка, которое должно быть произведено по требованию лица, владеющего земельным участком. Согласно п. 7 ст. 23 ЗК РФ в случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

Изъятие может быть осуществлено в двух формах: путем выкупа и без такового. Изъятие в форме выкупа осуществляется в том случае, когда земельный участок принудительно отчуждается у его собственника, и он переходит в собственность другого лица. Это случаи принудительного отчуждения частного земельного участка для нужд Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования или случаи принудительного отчуждения, например, муниципального земельного участка для нужд Российской Федерации. Если же изымаются земли, находящиеся в федеральной собственности, для нужд Российской Федерации, то никакого выкупа в этом случае не требуется, поскольку эти земли - объект права федеральной собственности. Не требуется выкупа и при изъятии земель, находящихся в собственности субъекта РФ, для нужд субъекта Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. Это означает, что земельный участок может быть изъят у собственника при соблюдении обязательных условий: только по решению суда; только в целях использования изымаемого земельного участка для публичных интересов, т.е. для удовлетворения государственных или муниципальных нужд; убытки должны быть возмещены собственнику до момента фактического изъятия; размер возмещенных убытков должен быть равноценным, т.е. справедливым - соответствующим рыночным ценам на данный земельный участок.

Для государственных или муниципальных нужд могут быть изъяты земли любых категорий, кроме тех, в отношении которых установлены ограничения или запрет на изъятие. Например, согласно п. 4 ст. 79 ЗК РФ особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов РФ включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

Пункт 4 ст. 58 Федерального закона "Об охране окружающей среды" запрещает изъятие земель природно-заповедного фонда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники. Нельзя также изъять земли запаса, поскольку они никому не предоставлены для использования.

Согласно ч. 4 ст. 9 ГрК РФ не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами*(14).

Изъятие земельного участка непосредственно связано с осуществлением ряда иных функций управления. Так, изъятию земельного участка может предшествовать резервирование земель. Согласно ст. 70.1 ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных комментируемой статьей. Изъятие непосредственно связано с последующим предоставлением земельного участка и переводом его из земель одной категории в другую. Согласно ст. 6 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае необходимости изменения целевого назначения земельного участка в связи с его изъятием, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд перевод этого земельного участка из состава земель одной категории в другую осуществляется после его изъятия, выкупа. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления до предоставления заинтересованным гражданину или юридическому лицу изъятого, в том числе путем выкупа, земельного участка обязаны осуществить его перевод из состава земель определенной категории в категорию, обеспечивающую разрешенное использование этого земельного участка по целевому назначению.

В комментируемой статье определены правовые основания изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие (выкуп) допускается только в исключительных случаях.

ЗК предусматривает три главных основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Первое основание - случаи изъятия земельных участков, если это необходимо для выполнения международных обязательств Российской Федерации. Основанием для изъятия соответствующих земельных участков является международный договор Российской Федерации.

Так, в соответствии с Протоколом о земельных участках, занимаемых Объединенным институтом ядерных исследований, к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Объединенным институтом ядерных исследований о местопребывании и об условиях деятельности Объединенного института ядерных исследований в Российской Федерации, подписанному в г. Дубне Московской области 23 октября 1995 г. Стороны признают за Объединенным институтом ядерных исследований право постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с законодательством РФ земельными участками согласно Перечню земельных участков, приведенному в Приложении к настоящему Протоколу и являющемуся неотъемлемой его частью.

Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея об обмене земельными участками для строительства комплексов дипломатических представительств (Сеул, 24 июля 1997 г.) предусмотрено, что Российская Сторона предоставляет Корейской Стороне земельный участок площадью в 8000 кв. м для строительства комплекса дипломатического представительства Республики Корея, включая другие связанные с ним сооружения, в целях надлежащего функционирования представительства на участке: 15, 1-й Тружеников пер., г. Москва.

В качестве второго основания признаются случаи, когда изъятие земельных участков обусловлено необходимостью размещения объектов государственного или муниципального значения. Речь идет об объектах федеральных энергетических систем и энергетических систем регионального значения; использования атомной энергии; обороны и безопасности; федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения; обеспечивающих космическую деятельность; обеспечивающих статус и защиту Государственной границы РФ. К ним относятся также линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

Для этих целей изъятие допускается только при отсутствии других вариантов возможного размещения объектов. Изъятие (выкуп) земельного участка возможно только в том случае, если какой-либо объект нельзя разместить, не изымая земли, находящиеся в пользовании, владении, аренде или собственности граждан и юридических лиц. Гарантией выполнения этих требований служат положения п. 2 ст. 31 ЗК РФ, который обязывает орган местного самоуправления обеспечить выбор земельного участка на вариантной основе размещения объектов.

Третьим основанием изъятия земельных участков являются случаи, которые могут быть прямо предусмотрены в федеральных законах или в законах субъектов РФ.

В ЗК РФ определены некоторые иные случаи, когда возможно изъятие земельных участков. Так, ст. 95 ЗК РФ предусматривает, что объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием, в том числе путем выкупа, так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев. Земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев (п. 9, 10).

В соответствии с п. 3 ст. 96 ЗК РФ земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии со ст. 55 ЗК РФ.

Процедурные вопросы изъятия (выкупа) земельных участков для государственных или муниципальных нужд отражены в ст. 55 ЗК РФ.

2. Отдельные аспекты регулирования процедуры изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд регулируются рядом законодательных актов.

Статья 32 ЖК РФ касается обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение. При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления об изъятии жилого помещения.

Признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утверждено постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47.

В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. В случае если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд. Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения указанного срока допускается только с согласия собственника.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" в случае изъятия земельных участков и других обособленных природных объектов, находящихся в пределах границ территорий традиционного природопользования, для государственных или муниципальных нужд лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов предоставляются равноценные земельные участки и другие природные объекты, а также возмещаются убытки, причиненные таким изъятием.

Статья 25.1 Закона РФ "О недрах" предусматривает, что земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, предоставляются в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством. Указанные земельные участки могут быть изъяты для государственных или муниципальных нужд в порядке, установленном законодательством РФ.

Особая норма содержится в ч. 2 ст. 60 ВдК, согласно которой для строительства гидротехнических сооружений нового водохранилища осуществляется изъятие земельных участков, расположенных в границах зоны затопления, в соответствии с земельным законодательством и гражданским законодательством.

Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (п. 4 ст. 32) допускает возможность изъятия земельных участков, которые находятся в границах особых экономических зон. Так, земельный участок, расположенный в границах портовой особой экономической зоны, может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном ст. 279-282 и 284-286 ГК РФ. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков, расположенных в границах портовой особой экономической зоны, для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.

Согласно ст. 19 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" решение об образовании природных парков принимают органы государственной власти субъектов РФ по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Создание природных парков, связанное с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, осуществляется постановлением органов исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с Правительством РФ. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков (ст. 22 Закона).

Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков. В случае необходимости изъятия земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы федерального или регионального значения осуществляется соответственно постановлением Правительства РФ или органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ (п. 4, 5 ст. 26 названного Закона).

Пункт 2 ст. 10 Федерального закона "О связи" гласит, что предоставление земельных участков организациям связи, порядок (режим) пользования ими, в том числе установления охранных зон сетей связи и сооружений связи и создания просек для размещения сетей связи, основания, условия и порядок изъятия этих земельных участков устанавливаются земельным законодательством РФ. Размеры таких земельных участков, в том числе земельных участков, предоставляемых для установления охранных зон и просек, определяются в соответствии с нормами отвода земель для осуществления соответствующих видов деятельности градостроительной и проектной документацией.

В соответствии с п. 6, 7 ст. 28 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" земельный участок, расположенный в границах морского порта, может быть изъят у собственника для государственных нужд путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном ст. 279-282 и 284-286 ГК РФ. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков, расположенных в границах морских портов, для государственных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.

3. В законах субъектов РФ получают свое отражение некоторые особенности регулирования вопросов изъятия земельных участков в соответствующих регионах. Причем эти "особенности" далеко не всегда соответствуют федеральному земельному законодательству.

Статья 16 Закона Московской области от 7 июня 1996 г. N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" предусматривает, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд Московской области и муниципальных нужд может осуществляться в исключительных случаях, установленных законодательством РФ. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности Московской области или муниципальной собственности, может осуществляться в случаях, связанных с размещением объектов, предназначенных для органов государственной власти Московской области или органов местного самоуправления; размещением объектов, предназначенных для учреждений или унитарных предприятий, учредителем которых является Московская область или муниципальное образование; размещением объектов, строительство которых предусмотрено государственными программами Московской области, программами развития муниципального образования; размещением кладбищ.

4. Особый порядок изъятия земельных участков установлен в так называемом Олимпийском законе. Согласно ст. 10 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, резервирование земель в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи и развитием г. Сочи как горноклиматического курорта регулируются ЗК, если иное не предусмотрено Федеральным законом "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Особый порядок изъятия земельных участков предусмотрен в ст. 15 Федерального закона "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Решение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения принимается администрацией Краснодарского края на основании соответствующего заявления Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию г. Сочи как горноклиматического курорта, а в случае, если строительство олимпийского объекта федерального значения предусмотрено за счет средств федерального бюджета, - на основании заявления организации, осуществляющей такое строительство.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" исполнение решения суда об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов или развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам, регулируется ГПК, если иное не определено Федеральным законом "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Согласно ст. 11.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 96-ФЗ "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" исполнение решения суда об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов или развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам, регулируется АПК, если иное не определено Федеральным законом "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".