Перейти к основному содержанию

Статья 20 ЗК РФ. Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками

Новая редакция Ст. 20 ЗК РФ

Утратила силу с 1 марта 2015 г.

Комментарий к Статье 20 ЗК РФ

Объем прав лица-участника земельных правоотношений определяется видом вещного или обязательственного права на земельный участок. Под вещным правом понимается "право, обеспечивающее удовлетворение интересов управомоченного лица путем непосредственного воздействия на вещь, которая находится в сфере его хозяйственного господства" <194>. Вещное право представляет некоторую непосредственную юридическую связь лица с вещью - jus in rem: вещь принадлежит данному лицу, и все другие члены данного общества обязаны признавать эту связь принадлежности и не нарушать ее своими действиями. Вследствие этого всякое вещное право имеет характер абсолютного права в том смысле, что оно адресовано ко всем и будет в случае нарушения защищаться против всех. Противоположность вещному праву как праву абсолютному представляет обязательственное право как право относительное. Обязательственное требование адресуется только к одному лицу - должнику..." <195>. Среди вещных прав выделяются право собственности и вещные права ограниченного содержания (или вещные права на чужую вещь): право пользования чужой вещью (личные и вещные сервитуты - подробнее см. комментарий к ст. 23 ЗК) и вещные права на распоряжение чужой вещью (залог).
--------------------------------
<194> Гражданское право: Учебник: В 3 т. 6-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. А.П. Сергеев и Ю.К. Толстой. М., 2003. Т. 1. С. 392.

<195> Покровский И.А. История римского права. М., 2004. С. 334 - 337.

Основания и порядок приобретения участником земельных отношений прав на земельный участок определен в главе V ЗК. Помимо права собственности как основного вещного права на землю, существуют ограниченные вещные права (например, право бессрочного пользования, право пожизненного наследуемого владения) и обязательственные права (например, аренда).

Институт постоянного (бессрочного) пользования не является новацией принятого в 2001 году ЗК. В советский период ввиду произошедшей национализации земель <196> земельные участки предоставлялись на праве пользования <197>. В Земельном кодексе РСФСР от 1 июля 1970 года предусматривалось временное и постоянное пользование земельным участком, при этом термин "постоянное пользование" употреблялся как синоним "бессрочного пользования", встречалось написание "бессрочное (постоянное) пользование". В действующем ЗК используется написание "постоянное (бессрочное) пользование", что, по-видимому, является сохраняющейся с советских времен традицией и не имеет прочной теоретической основы, поэтому в рамках настоящей главы постоянное (бессрочное) пользование именуется "бессрочное пользование".
--------------------------------
<196> Декрет РСФСР "О земле" от 26 октября 1917 года // СУ РСФСР. 1917. N 1. Ст. 3.

<197> См.: ст. 11 Земельного кодекса РСФСР от 1 июля 1970 года // Ведомости ВС РСФСР. 1970. N 28. Ст. 581.

Согласно п. 1 комментируемой статьи в настоящее время в бессрочное пользование земельные участки могут быть предоставлены государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям <198> (унитарным предприятиям, основанным на праве оперативного управления), центрам исторического наследия Президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
--------------------------------
<198> До вступления в силу Федерального закона от 29.12.2006 N 261-ФЗ "О внесении изменений в статьи 20 и 36 Земельного кодекса Российской Федерации" данным правом могли облагать только федеральные казенные предприятия.

Статья 120 ГК устанавливает, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. При этом учреждение может быть частным (если создано гражданином или юридическим лицом) либо государственным или муниципальным (если создано соответственно Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием). В бессрочное пользование земельный участок после введения в действие ЗК не может быть передан частному учреждению. Необходимо отметить также, что вследствие реформы бюджетных учреждений, государственные и муниципальные учреждения получили статус автономных, бюджетных или казенных учреждений. Не следует путать казенные учреждения и казенные предприятия. Коренное отличие казенного учреждения от казенного предприятия состоит в цели деятельности. Учреждение - это прежде всего некоммерческая организация, в то время как предприятия учреждаются для получения прибыли. Согласно ст. 115 ГК под казенным предприятием следует понимать унитарное предприятие на праве оперативного управления, созданное на базе государственного или муниципального имущества в случаях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" <199>. Согласно п. 4 ст. 8 указанного Федерального закона казенное предприятие может быть создано в случаях:
--------------------------------
<199> СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746.

- если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта РФ или муниципального образования;

- необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности РФ, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов РФ;

- необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

- необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность РФ;

- необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

- необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

- необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

16 мая 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 13 мая 2008 года N 68-ФЗ "О центрах исторического наследия Президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий" <200>, нормами которого установлены особенности создания и правового положения центров исторического наследия Президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий, создаваемые Администрацией Президента РФ по согласованию с Президентом РФ, прекратившим исполнение своих полномочий (или его наследниками), в виде фондов (т.е. некоммерческих организаций). Согласно ст. 3 указанного Закона, целями деятельности центров исторического наследия являются изучение и публичное представление исторического наследия Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий. Кроме того центры ведут научно-исследовательскую, просветительскую, издательскую деятельность. В настоящее время создан и функционирует Президентский центр Б.Н. Ельцина <201>.
--------------------------------
<200> СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2253.

<201> дата обращения: 01.03.2014.

Основанием для предоставления права бессрочного пользования является решение уполномоченного государственного или муниципального органа. В отношении земель, находящихся в федеральной собственности, таким органом является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Как было указано выше, п. 1 комментируемой статьи ограничивает субъектный состав лиц, которые могут обладать правом бессрочного пользования <202>. Кроме того, п. 2 содержит запрет на предоставление гражданам земельных участков в бессрочное пользование. Поскольку до принятия и вступления в силу ЗК гражданам и иным юридическим лицам, не перечисленным в п. 1 ст. 20 ЗК, могло принадлежать право бессрочного пользования и согласно п. 3 комментируемой статьи в таких случаях право бессрочного пользования сохраняется. Законом о введении в действие ЗК был установлен перечень лиц, которые могут по желанию приобрести в собственность (выкупить) или арендовать земельные участки <203> (например, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, а также гаражные потребительские кооперативы <204>) и которые должны это сделать (большинство юридических лиц). Необходимо отметить, что для граждан-пользователей земельных участков предусмотрено бесплатное переоформление в собственность или заключение договора аренды без ограничения срока для такого переоформления.
--------------------------------
<202> Субъекты (государственные и муниципальные учреждения, казенные предприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления) права бессрочного пользования не могут быть собственниками земельных участков, и право бессрочного пользования является единственным вещным правом, которое позволяет им на постоянной основе использовать земельные участки.

<203> Религиозные организации, кроме того, до 1 июля 2012 года могли переоформить право бессрочного пользования на право безвозмездного срочного пользования.

<204> См.: п. 2.1 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК.

В случае игнорирования требований о переоформлении права бессрочного пользования автоматически это право не прекращается и земельный участок не подлежит изъятию, на что обращал внимание КС РФ <205>: "положение абзаца первого пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предусматривая возможность изменения титулов прав на землю, не содержит какого-либо основания для изъятия соответствующих земельных участков, а потому не может рассматриваться как допускающее внесудебный порядок лишения имущества. В равной мере оно не может рассматриваться как допускающее национализацию, поскольку не предполагает обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности юридических лиц, а, напротив, предоставляет возможность приватизации земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
--------------------------------
<205> Определение КС РФ от 25 декабря 2003 года N 512-О // .

Для стимулирования юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к переоформлению принадлежащего им права бессрочного пользования с 1 января 2013 года предусмотрена административная ответственность за нарушение данной обязанности в виде административного штрафа в размере от 20 тысяч до 100 тысяч рублей (ст. 7.34 КоАП РФ) и на практике эта статья уже применялась <206>.
--------------------------------
<206> См., например: Постановление Четвертого ААС от 13.05.2013 по делу N А19-18848/2012 // .

Лицу, которому земельный участок предоставлен в бессрочное пользование, предоставляется возможность владеть и пользоваться земельным участком, включая возведение зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. С установлением (п. 4 комментируемой статьи) запрета на распоряжение <207>, в том числе на сдачу в аренду или передачу в безвозмездное срочное пользование даже при наличии согласия собственника. земельным участком, на что обращал внимание ВАС РФ <208>. Кроме того, в п. 6 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК установлен запрет на внесение права бессрочного пользования земельными участками в уставные (складочные) капиталы коммерческих организаций. В этой связи необходимо отметить п. 80 Постановления Пленума ВС РФ от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" <209>, в соответствии с которым наследники объектов незавершенного строительства, расположенных на земельном участке, предоставленном наследодателю на праве бессрочного пользования (ст. 269 ГК РФ), приобретают право на использование соответствующей части земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что и наследодатель в соответствии с целевым назначением земельного участка. Таким образом, возможно наследование данного участка, то есть ограниченное распоряжение им.
--------------------------------
<207> За исключением добровольного отказа землепользователя от принадлежащего ему права на основании ст. 53 ЗК РФ.

<208> См.: п. 24 Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" // Вестник ВАС РФ. 2005. N 5.

<209> Бюллетень ВС РФ. 2012. N 7.

Право бессрочного пользования земельным участком в соответствии со ст. 4 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и пунктом 1 статьи 131 ГК России подлежит государственной регистрации.

Лица, обладающие земельными участками на праве бессрочного пользования, платят земельный налог как если бы являлись собственниками этих земельных участков <210>. Толкование данной нормы содержится в Постановлении Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 года N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" <211>. Суд указал, что плательщиком земельного налога является лицо, которое в ЕГРП указано как обладающее правом собственности, правом бессрочного пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации им одного из названных прав, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок. Плательщиками земельного налога являются также лица, хотя и не упомянутые в п. 1 ст. 20 ЗК среди возможных обладателей права бессрочного пользования на земельные участки, однако на основании п. 3 комментируемой статьи сохраняющие указанное право, возникшее до введения в действие ЗК.
--------------------------------
<210> См.: п. 1 ст. 338 НК.

<211> Вестник ВАС РФ. 2009. N 9.

В настоящее время в Государственную Думу Федерального Собрания РФ внесен законопроект <212>, предусматривающий колоссальные изменения в правовое регулирование земельных отношений, в том числе по вопросам прав на земельные участки. В частности, предлагается признать утратившей силу комментируемую статью, поскольку правомочия лица, обладающего правом бессрочного пользования земельным участком, по замыслу законопроекта, должны регулироваться ст. 269 ГК, а порядок предоставления земельных участков на указанном праве - ст. 39.9 ЗК, которой планируют дополнить действующий ЗК.
--------------------------------
<212> Законопроект N 444365-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", дата обращения: 01.03.2014.

Другой комментарий к Ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации

1. Статья 216 Гражданского кодекса РФ признает право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком вещным правом. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Однако право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется.

Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность. Согласно п. 9.1 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком, вправе зарегистрировать право собственности на земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом этот земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае если земельный участок был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, то с момента государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок право постоянного (бессрочного) пользования прекращается.

Особенности государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный на праве постоянного (бессрочного) пользования для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, отражены в ст. 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Так, основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ на праве постоянного (бессрочного) пользования, является следующий документ: акт о предоставлении гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок. Обязательным приложением к представляемому документу является кадастровый паспорт соответствующего земельного участка.

Государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок осуществляется также в случае, если: сведения о площади земельного участка, содержащиеся в представленном документе, не соответствуют данным кадастрового паспорта такого земельного участка; кадастровый паспорт не содержит сведений о земельном участке в полном объеме, в том числе сведений о местоположении границ такого земельного участка, либо данные сведения нуждаются в уточнении (в том числе если в этом паспорте указано, что площадь такого земельного участка ориентировочная, сведения о земельном участке не позволяют однозначно определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, сведения о земельном участке подлежат уточнению и т.п.).

Не допускается государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок в случае, если такой участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность. Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок не допускается.

Предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается.

Граждане РФ, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-I "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст. 36 ЗК РФ (п. 4 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").

Кроме этого следует иметь в виду, что согласно п. 9.1 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением тех, которые указаны в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2010 г. в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ (см. комментарий). Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность до 1 января 2013 г. по ценам, предусмотренным соответственно п. 1 и 2 ст. 2 указанного Федерального закона.

Арендная плата за использование данных земельных участков определяется в соответствии с п. 3 ст. 65 ЗК РФ, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Размер арендной платы на год устанавливается в пределах: 2% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков; 0,3% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; 1,5% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.

Земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся на день введения в действие ЗК РФ в собственности общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, предоставляются в собственность этих организаций бесплатно.

Указанные выше требования о переоформлении прав на земельный участок не распространяются на случаи, если земельные участки на правах постоянного (бессрочного) пользования предоставлены: садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан; организациям, при которых до вступления в силу Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" были созданы (организованы) садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, пользующиеся такими земельными участками; гаражным потребительским кооперативам.

Переоформление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном ст. 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Переоформление гаражными потребительскими кооперативами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном ст. 36 ЗК РФ. При этом переоформление этими организациями права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками сроком не ограничивается.

Переоформление права на земельный участок означает подачу заявления юридическим лицом о предоставлении ему земельного участка на соответствующем праве, принятие решения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления о предоставлении земельного участка на соответствующем праве и государственную регистрацию права в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

2. Приобретение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком обычно связано с предоставлением земельных участков в пользование. В основе возникновения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком лежит административно-правовой акт - решение (постановление) соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка. Согласно п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, указанным в п. 1 комментируемой статьи, в постоянное (бессрочное) пользование.

В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки для строительства предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления с предварительным согласованием мест размещения объектов (п. 3 ст. 30 ЗК РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 36 ЗК РФ в случае, если помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими казенными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями, данный земельный участок предоставляется лицу, во владении которого находится большая площадь помещений в здании, в постоянное (бессрочное) пользование, а другие из этих лиц обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на закрепленные за ними помещения.

3. Права землепользователей общего характера закреплены в ст. 269 ГК РФ. Так, лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование. Землепользователь вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью.

Статья 41 ЗК РФ предусматривает, что лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков за некоторыми исключениями.

Землепользователи имеют право собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную продукцию и доходы от ее реализации. Поскольку землепользователи не являются собственниками земельного участка, поэтому они не могут иметь в собственности все растения, произрастающие на участке. Их право собственности распространяется только на те, которые относятся к числу сельскохозяйственных культур.

На основе анализа содержания ст. 12 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" можно сделать вывод о том, какие растения признаются сельскохозяйственными культурами. Так, сельскохозяйственному страхованию, осуществляемому с государственной поддержкой, подлежат риски утраты (гибели) или частичной утраты сельскохозяйственной продукции, в том числе урожая сельскохозяйственных культур (зерновых, масличных, технических, кормовых, бахчевых культур, картофеля, овощей), урожая многолетних насаждений, посадок многолетних насаждений (виноградники, плодовые, ягодные, орехоплодные насаждения, плантации хмеля, чая), в результате воздействия опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений (засуха, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, пыльные и песчаные бури, землетрясение, лавина, сель, половодье, переувлажнение почвы). Таким образом, сельскохозяйственными культурами признаются зерновые, масличные, технические, кормовые, бахчевые культуры, картофель и овощи.

Несколько к иным выводам можно прийти, анализируя понятия "садовый земельный участок" и "огородный земельный участок", закрепленные в Федеральном законе "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Садовый земельный участок определяется как земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений). Это означает, во-первых, что плодовые и ягодные многолетние насаждения являются сельскохозяйственными культурами. Во-вторых, к их числу относятся овощные и бахчевые культуры. И, в-третьих, картофель не является сельскохозяйственной культурой.

Огородный земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории). Из содержания этого определения следует, что ягодные кустарники являются сельскохозяйственными культурами. К их числу относятся также овощные, бахчевые культуры. Картофель - несельскохозяйственная культура.

В результате анализа понятия "дачный земельный участок", который определяется как земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля), следуют такие же выводы о понятии сельскохозяйственных культур, как и в отношении садового земельного участка.

Между тем в законодательстве различаются понятия "сельскохозяйственные культуры" и "плодово-ягодные насаждения" или "многолетние насаждения". Именно поэтому в ст. 10 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 108-ФЗ "О Всероссийской сельскохозяйственной переписи", которая посвящена сведениям об объектах сельскохозяйственной переписи и порядке сбора этих сведений, содержится норма о том, что отдельно должны указываться площади земельных участков, занятые посевами сельскохозяйственных культур, и площади земельных участков, занятые плодово-ягодными насаждениями.

Землепользователь, в отличие от собственника, не имеет права на получение стоимости участка в случае его выкупа для государственных или муниципальных нужд согласно ст. 55 ЗК РФ. Согласно п. 2 ст. 57 ЗК РФ землепользователи имеют право на возмещение убытков в полном объеме в случаях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд; временного занятия земельных участков; установления ограничений их прав на землю; ухудшения качества земель в результате деятельности других лиц.

Обязанности пользователей земельными участками установлены в ст. 42 ЗК РФ.

4. Перечень оснований прекращения права постоянного (бессрочного) пользования закреплен в ЗК, что является гарантией обеспечения стабильности реализации данного права на земельный участок.

Существуют два вида оснований прекращения права постоянного (бессрочного) пользования. Так, возможно прекращение права постоянного (бессрочного) пользования по волеизъявлению его обладателя в форме отказа от права на земельный участок. Условия и порядок отказа от права на земельный участок урегулированы в статье 53 ЗК РФ. При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. К заявлению прилагаются кадастровый паспорт земельного участка (при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка), подлинники документов, удостоверяющих права на землю, в случае их отсутствия - копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, а также копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина), или копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица. К заявлениям юридических лиц, указанных в п. 1 комментируемой статьи, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления об отказе в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Копия решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права на земельный участок.

Допускается принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в случаях нарушений земельного законодательства, изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, реквизиции земельного участка (п. 2 ст. 45 ЗК РФ) (см. комментарий).

5. Необходимо иметь в виду, что правовые нормы, касающиеся права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, применяются также к случаям осуществления права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, с учетом особенностей, предусмотренных ЛК. Согласно ст. 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК.

6. Право постоянного (бессрочного) пользования как основание использования земельного участка предусмотрено в некоторых специальных законодательных актах. Так, земельные участки, на которых расположены государственные музеи, предоставляются им на праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 29 Федерального закона от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации").

Согласно ст. 3 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" земельный участок, необходимый для выполнения автономным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

За высшим учебным заведением закрепляются в постоянное (бессрочное) пользование выделенные ему в установленном порядке земельные участки (ст. 27 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании").

Как предусматривает ст. 6 Закона РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-I "О закрытом административно-территориальном образовании" земельные участки, занимаемые предприятиями и (или) объектами, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, находятся в федеральной собственности и передаются в постоянное (бессрочное) пользование этим предприятиям и (или) объектам.