Перейти к основному содержанию

Статья 5 ЗК РФ. Участники земельных отношений

Новая редакция Ст. 5 ЗК РФ

1. Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

2. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.

3. Для целей настоящего Кодекса используются следующие понятия и определения:

собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;

землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования;

землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут);

правообладатели земельных участков - собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.

Комментарий к Статье 5 ЗК РФ

В комментируемой статье определен субъектный состав земельных отношений. Субъекты земельных отношений могут быть единоличными (граждане) и коллективными (юридические лица).

Участниками земельных отношений могут выступать юридические лица. Определение юридического лица содержится в ст. 48 ГК.

Юридические лица, включая юридических лиц с иностранным капиталом, могут участвовать в земельных отношениях, если они зарегистрированы в соответствии с законодательством Российской Федерации (Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество <54> и др.).
--------------------------------
<54> СЗ РФ. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3431.

Наряду с российскими юридическими лицами, образованными в соответствии с законодательством Российской Федерации, участниками земельных отношений могут быть также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

Под "гражданами", упомянутыми в комментируемой статье в качестве участников земельных отношений, следует понимать как граждан Российской Федерации, так и иностранных граждан, а также лиц без гражданства (апатридов).

В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В п. 2 ст. 3 ЗК закреплено, что права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с ЗК и иными федеральными законами.

ЗК в ряде случаев устанавливает особенности правового статуса иностранных юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства как участников земельных отношений (п. 3 ст. 15, п. 1 ст. 22, п. 5 ст. 28, п. 12 ст. 30, п. 5 ст. 35, п. 9 ст. 36).

Особенности правового статуса иностранных юридических лиц и иностранных граждан как участников земельных отношений могут быть установлены также другими федеральными законами (например, ст. 3 Закона N 101-ФЗ <55>, ст. 28 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <56> и т.д.) и подзаконными актами (Указ Президента РФ от 9 января 2011 года N 26 "Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками" <57>).
--------------------------------
<55> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3018.

<56> СЗ РФ. 2007. N 46. Ст. 5557.

<57> СЗ РФ. 2011. N 2. Ст. 268.

Приказом Росрегистрации от 16 мая 2007 года N 82 <58> утверждены Методические рекомендации об особенностях государственной регистрации прав иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на недвижимое имущество и сделок с ним.
--------------------------------
<58> Российская газета. 11.07.2007. N 147.

Российские и иностранные юридические лица и граждане в земельных правоотношениях могут выступать в разных качествах, в зависимости от конкретной ситуации. Они могут быть собственниками земельных участков; землепользователи - лицами, владеющими и пользующимися земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцами - лицами, владеющими и пользующимися земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; арендаторами земельных участков (то есть владеть и пользоваться земельными участками по договору аренды или субаренды); обладателями сервитута, то есть иметь право ограниченного пользования чужими земельными участками).

Особое место в субъектном составе занимают политико-территориальные образования - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Российская Федерация и субъекты Российской Федерации участвуют в земельных отношениях через соответствующие органы государственной власти. Муниципальные образования (городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа либо внутригородские территории города федерального значения) принимают участие в земельных отношениях через органы местного самоуправления.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области земельных отношений закреплены в гл. 1 ЗК (ст. ст. 9 - 11). Помимо ЗК, полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления как участников земельных отношений закреплены в иных нормативных правовых актах Российской Федерации (например, в Федеральных законах от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <59>, от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <60>, Постановлениях Правительства РФ от 5 июня 2008 года N 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации" <61>, от 12 июня 2008 года N 450 "О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации" <62>, от 1 июня 2009 года N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" <63> и т.д.).
--------------------------------
<59> Собрание законодательства РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.

<60> Собрание законодательства РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

<61> СЗ РФ. 2008. N 24. Ст. 2867.

<62> СЗ РФ. 2008. N 25. Ст. 2983.

<63> СЗ РФ. 2009. N 25. Ст. 3052.

Полномочия государственных органов власти субъектов Российской Федерации могут устанавливаться также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления могут устанавливаться, помимо нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Участвуя в земельных отношениях имущественного характера, связанных с оборотом земли, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования следуют предписаниям, содержащимся в главе 5 ГК (статьи 124 - 127).

Другой комментарий к Ст. 5 Земельного кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья посвящена участникам земельных отношений, т.е. субъектам земельных правоотношений. Субъектами земельных правоотношений - носителями прав и обязанностей в этих отношениях законодательство признает: граждан, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъектов РФ и муниципальные образования.

Субъектами земельных отношений являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Граждане РФ - это лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", и лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с названным Законом (ст. 5). Иностранным гражданином считается лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.

Юридические лица также могут быть участниками земельных отношений, что связано с обладанием ими земельной правоспособности, т.е. правом на получение земельного участка для использования его в целях, предусмотренных законом. Правоспособность юридического лица в сфере земельных отношений возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. Иностранным считается юридическое лицо, учрежденное за пределами России. Юридические лица становятся участниками земельных отношений с момента реального наделения их земельными участками, возникновения у них прав на землю.

Юридические лица, созданные гражданами, вправе иметь в собственности земельные участки либо использовать землю на иных титулах. Законодательство не устанавливает особенностей содержания прав юридического лица на земельный участок в зависимости от вида его организационно-правовой формы.

Российская Федерация является участником земельных отношений, поскольку она обладает правом территориального верховенства, являющимся выражением государственного суверенитета как неотъемлемого элемента международной правосубъектности государства. Верховенство государства в пределах своей территории означает, что не существует иной власти на данной территории, чем власть этого государства по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах его территории. Эта высшая власть государства осуществляется государственными органами в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Территориальное верховенство означает также, что в пределах своей территории государство вправе применять методы властного принуждения для соблюдения установленного в стране правопорядка. Российская Федерация является одновременно субъектом международного права и субъектом права, в том числе и земельного права. Что касается субъектов РФ, то они являются субъектами земельных отношений в качестве публичных образований.

Российская Федерация и субъекты РФ могут выступать участниками земельных отношений и в тех случаях, когда речь идет о реализации ими своих правомочий как собственников земли, поскольку земли могут находиться в федеральной собственности и собственности субъектов РФ. Являясь собственником земли, других природных ресурсов, Российская Федерация и субъекты РФ обладают точно такими же правомочиями, как и другие собственники. Они вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, могут применять в целях ее защиты способы, установленные законом.

Земли могут находиться и в собственности муниципальных образований, т.е. быть объектами муниципальной собственности. Поэтому муниципальные образования также выступают в качестве субъектов земельных отношений. Являясь публичными образованиями, эти органы наделены полномочиями в сфере регулирования земельных отношений, поэтому они могут быть субъектами земельных отношений и в сфере управления использованием и охраной земель.

Согласно ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления. Поэтому соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления также являются субъектами земельных отношений.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются субъектами земельных отношений обычно в сфере управления рациональным использованием и охраной земель, как находящихся в публичной (государственной и муниципальной), так и частной собственности.

2. Особо ЗК определяет права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков. До вступления в силу ЗК РФ иностранные граждане и юридические лица не могли иметь в собственности земельные участки на территории России. Указанные лица ныне, как и российские граждане и юридические лица, могут иметь в собственности землю (см. комментарий к ст. 15 ЗК РФ).

3. В ч. 3 комментируемой статьи приводятся определения лиц, использующих земельные участки на основании различных титулов: права собственности, пожизненного наследуемого владения и т.д.*(1) Кроме права собственности как основного титула права на землю (ст. 15 ЗК РФ) земельное и гражданское законодательство предусматривают иные права на земельные участки, на основании которых лица - несобственники земельных участков вправе их использовать. Все эти титулы производны от права собственности на землю.

Основанием возникновения таких прав на землю, как правило, являются юридические факты, представляющие собой различные формы распоряжения собственником земли своим имуществом. В одних случаях речь идет о распоряжении земельным участком, находящимся в частной собственности, в других - в публичной собственности: государственной или муниципальной. Отличительной чертой прав на землю лиц, не являющихся собственниками земли, является их неразрывная связь с правом собственности на тот или иной земельный участок.

Все эти права делятся на два основных вида: вещные права и обязательственные права. К вещным правам относятся: право пожизненного наследуемого владения земельным участком (ст. 21 ЗК РФ), право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 20 ЗК РФ) и сервитут (ст. 23 ЗК РФ). Вещные права могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками используемого ими имущества - земельных участков. Переход права собственности на это имущество к другому лицу не является основанием для прекращения иных вещных прав на это имущество. Вещные права подлежат защите от нарушения в порядке, предусмотренном для защиты права собственности (ст. 301-304 ГК РФ).

К числу обязательственных прав относятся права, возникающие в результате совершения договоров и сделок: ренты и пожизненного содержания с иждивением, временного (срочного) пользования, аренды (ст. 22 ЗК РФ), безвозмездного пользования (ст. 24 ЗК РФ), доверительного управления, залога (ипотеки).

Особо следует выделить такой вид прав на землю, как право общего пользования землей.

Согласно ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику. Эти принципы осуществления права общего пользования землей в равной степени применимы к землям, находящимся как в частной собственности, так и в государственной и муниципальной собственности.