Перейти к основному содержанию

Статья 11 ЗК РФ. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений

Новая редакция Ст. 11 ЗК РФ

1. К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

2. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Комментарий к Статье 11 ЗК РФ

Полномочия органов местного самоуправления в сфере земельных отношений, закрепленные в комментируемой статье, соответствуют положениям Конституции РФ о местном самоуправлении (ст. ст. 130 - 133), а также нормам, содержащимся в Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <87>.
--------------------------------
<87> СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

Полномочиями в сфере земельных отношений наделяются представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) в соответствии с уставом муниципального образования.

Так, упомянутые в комментируемой статье полномочия органов местного самоуправления по изъятию земель для муниципальных нужд реализуются представительным органом муниципального образования через принятие соответствующего нормативного решения и местной администрацией, которая в соответствии с сформировавшейся нормативно-правовой базой принимает соответствующее управленческое решение.

Муниципальный акт представительного органа определяет основания и порядок изъятия земельных участков и установления публичных сервитутов для муниципальных нужд на территории муниципального образования (например, решение Совета депутатов городского округа Долгопрудный Московской области от 28 июня 2006 года N 56-нр "Порядок изъятия земельных участков и установления публичных сервитутов для муниципальных нужд на территории муниципального образования г. Долгопрудный Московской области" <88>), а муниципальная администрация принимает в соответствии с ним конкретное управленческое решение (например, Постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 18 февраля 2014 года N 943 "Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара" <89>).
--------------------------------
<88> Газета Долгопрудный. 20.07.2006. N 19.

<89> Официальный интернет-портал администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара. 19.02.2014.

Если представительный орган реализует полномочия в сфере земельных отношений, как правило, путем принятия соответствующих нормативных правовых актов, то глава муниципального образования и местная администрация может принимать по земельным вопросам как нормативные правовые акты (например, Постановление мэрии г. Кызыла от 3 мая 2012 года N 735 "Об утверждении Административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" <90>, Постановление администрации г. Красноярска от 21 февраля 2007 года N 97 "Об утверждении Положения о порядке подготовки и согласования правовых актов города о резервировании и изъятии земельных участков, в том числе путем выкупа, для муниципальных нужд на территории города Красноярска" <91>), так и решения правоприменительного характера (например, Постановление главы г. Ставрополя от 15 октября 2008 года N 2878 "О резервировании земельного участка для муниципальных нужд" <92>, распоряжение Окружной администрации г. Якутска от 7 ноября 2013 года N 2090р "Об изъятии жилых помещений и земельных участков для муниципальных нужд в связи с признанием домов аварийными и подлежащими сносу в городском округе "город Якутск" <93>).
--------------------------------
<90> Кызыл неделя. 25 - 31.05.2012. N 21.

<91> Городские новости. 28.02.2007. N 27.

<92> Вечерний Ставрополь. 28.10.2008. N 196.

<93> Эхо столицы. 12.11.2013. N 91.

Среди основных полномочий органов местного самоуправления, перечисленных в комментируемой статье:

- резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд (например, решение Собрания депутатов Локомотивного городского округа Челябинской области от 28 ноября 2005 года N 53 "О Положении о порядке резервирования и изъятия, в том числе путем выкупа земельных участков для муниципальных нужд на территории ЗАТО Локомотивный городской округ" <94>);
--------------------------------
<94> Луч Локомотивного. 2005. N 11.

- установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований (например, решение Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 12 октября 2010 года N 294-нд "О Правилах землепользования и застройки Петропавловск-Камчатского городского округа" <95>);
--------------------------------
<95> Град Петра и Павла. 15.10.2010. N 42.

- разработка и реализация местных программ использования и охраны земель (например, Постановление администрации г. Красноярска от 12 ноября 2013 года N 645 "Об утверждении муниципальной программы "Управление земельно-имущественными отношениями на территории города Красноярска" на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов" <96>).
--------------------------------
<96> Городские новости. 27.11.2013. N 182.

По праву собственности органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, являющимися муниципальной собственностью.

Другой комментарий к Ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации

Комментируемая статья закрепляет наиболее важные полномочия, которые осуществляют органы местного самоуправления. Так, ст. 70.1 ЗК РФ определяет основные условия резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Изъятие земельных участков, в том числе и путем выкупа земель для муниципальных нужд, эти органы местного самоуправления осуществляют в соответствии со ст. 49 и 55 ЗК РФ. Порядок изъятия земель согласно ст. 9 ЗК РФ устанавливается на федеральном уровне.

Установление правил землепользования и застройки территорий поселений также относится к компетенции этих органов. Согласно ст. 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Статья 8 ГрК РФ относит к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности утверждение правил землепользования и застройки поселений. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится утверждение правил землепользования и застройки межселенных территорий, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов - утверждение правил землепользования и застройки городских округов.

Органы местного самоуправления разрабатывают и реализуют местные программы по использованию и охране земель, управляют и распоряжаются землями, которые являются муниципальной собственностью, а также осуществляют иные полномочия.

В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определена компетенция органов местного самоуправления. Так, к вопросам местного значения поселения относятся планирование застройки территории поселения, территориальное зонирование земель поселения, установление правил землепользования и застройки территории поселения, изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, земельный контроль за использованием земель поселения (ст. 14). К вопросам местного значения муниципального района относятся территориальное зонирование земель межселенных территорий, изъятие земельных участков межселенных территорий для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, земельный контроль за использованием земель межселенных территорий, ведение кадастра землеустроительной и градостроительной документации (ст. 15). На уровне городского округа осуществляются планирование застройки, территориальное зонирование земель городского округа, установление правил землепользования и застройки территории городского округа, изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, земельный контроль за использованием земель городского округа, ведение кадастра землеустроительной и градостроительной документации (ст. 16).