Перейти к основному содержанию

Статья 101 ЗК РФ. Земли лесного фонда

Новая редакция Ст. 101 ЗК РФ

1. К землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.

2. Порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается настоящим Кодексом и лесным законодательством.

Комментарий к Статье 101 ЗК РФ

Глава XVIII ЗК посвящена землям, которые имеют важное экологическое, социальное, а также экономическое значение: землям лесного фонда, водного фонда и землям запаса.

Согласно подп. 2, 3 п. 5 ст. 27 ЗК РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда, а также земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, ограничиваются в обороте.

Под "лесом" принято понимать "природный ресурс, представляющий собой совокупность древесно-кустарниковой и иной растительности, которая располагается на землях лесного фонда и землях иных категорий. Одновременно лес является экологической системой и представляет собой совокупность лесов, кустарников, иной растительности, живых микроорганизмов и животного мира, находящихся в неразрывной взаимосвязи" <734>.
--------------------------------
<734> Лесной кодекс Российской Федерации: Постатейный научно-практический комментарий / Под рук. А.А. Ялбулганова. Библиотечка "Российской газеты". 2012 // .

Согласно ст. 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Согласно ст. 7 ЗК РФ к землям иных категорий (кроме земель лесного фонда) относятся земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли водного фонда и земли запаса.

Несмотря на то что леса могут находиться, как указывалось ранее, на различных категориях земель, лесные участки не могут располагаться на земельных участках, отнесенных в соответствии со сведениями государственного земельного кадастра к землям лесного фонда и не могут относиться, например, к землям промышленности <735>. Судебная практика также исходит из того, что надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, виду разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости, при этом земельный участок, относящийся к одной категории земель, не может одновременно являться земельным участком другой категории (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 22.05.2012 N 16576/11 <736>, Постановление ФАС ДО от 15.02.2011 N Ф03-9888/2010 по делу N А51-23666/2009 <737>).
--------------------------------
<735> Постановление ФАС ПО от 11 апреля 2013 года по делу N А55-19697/2010 // .

<736> .

<737> .

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. В этой связи довольно интересным является Постановление ФАС ПО от 05.06.2009 по делу N А55-13997/2008 <738>, в котором суд признал возможность отнесения озера, находящегося в пределах лесного участка, к землям водного фонда. В Постановлении ФАС ДО от 15.02.2011 N Ф03-9888/2010 по делу N А51-23666/2009 суд указал, что факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как согласно нормам лесного законодательства лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
--------------------------------
<738> .

По данным Государственного доклада Минприроды России "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2010 году" земли лесного фонда составляют 65,3% (1115,8 млн. га) от общего объема земельного фонда РФ. Леса представляют собой важный природный ресурс, основной вид растительности в России. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Лесные участки в составе земель лесного фонда, согласно ст. 8 ЛК РФ, находятся в федеральной собственности. Относительно земель, не покрытых лесной растительностью, но предназначенных для ее восстановления (вырубки, гари, редины, прогалины), а также нелесных земель, предназначенных для ведения лесного хозяйства, которые также входят в состав земель лесного фонда, таких требований не предусмотрено.

Лесное законодательство регулирует лесные отношения и находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ и состоит из ЛК РФ, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ.

Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ и другими федеральными законами.

В 2013 году ВАС РФ рассматривал дело о принадлежности земельного участка к землям лесного фонда, в котором суд указал, что "отнесение земельного участка к землям лесного фонда не означает, что правовой режим особо охраняемых территорий и объектов не должен применяться к такому земельному участку, если он установлен в отношении этого участка в соответствии с законодательством. Таким образом, режим использования зон охраны объекта культурного наследия распространяется на все участки, расположенные в границах указанных зон, вне зависимости от их отнесения к категории "земли историко-культурного назначения" или любой другой категории земель" <739>.
--------------------------------
<739> Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 N 17867/12 по делу N А41-30054/2011 // Вестник ВАС РФ. 2014. N 2.

Другой комментарий к Ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации

1. Главное целевое назначение земель лесного фонда - использование их в качестве средства производства в лесном хозяйстве. Такой вывод следует из определения данной категории земель, закрепленного в комментируемой статье.

Правовой режим этих земель закрепляется в земельном и лесном законодательстве. Однако лесное законодательство в отличие от земельного законодательства принципиально меняет целевое назначение данной категории земель, допуская их использовать в качестве пространственного территориального базиса в разнообразных целях.

Существует два отличительных признака, на которых основано понятие земель лесного фонда. Первый признак - наличие или отсутствие на данных землях лесной растительности.

Согласно ст. 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Лесное законодательство, естественно, признает наличие лесов на землях лесного фонда. Однако комментируемая статья связывает определение земель лесного фонда не с наличием на этих землях лесов, а с наличием лесной растительности. Сейчас отсутствует законодательное определение понятия "лесная растительность".

В то же время в ЛК РФ используется термин "лесные насаждения", к которым относятся деревья, кустарники и лианы в лесах (ч. 1 ст. 16). "Лесная растительность" и "лесные насаждения" - это разные понятия. Первое понятие значительно шире второго. Юридическое понятие "лесная растительность" должно было бы включать в себя совокупность растительных организмов: древесных, кустарниковых, травянистых и других растений (мхов, лишайников, грибов и т.д.).

Второй признак заключается в том, что на землях лесного фонда должны расти леса, которые составляют лесной фонд. Однако в ЛК нет понятия лесного фонда.

Земли лесного фонда подразделяются на лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.).

Закрепление в законодательстве такой структуры земель лесного фонда обусловлено разным целевым назначением указанных видов земель. Лесные земли предназначены для выращивания лесов, рационального и эффективного их использования и воспроизводства. Для этих же целей используются и те участки земель лесного фонда, которые не покрыты лесной растительностью (вырубки, гари и т.п.). Они также предназначены для лесовосстановления, поэтому относятся к лесным землям.

Нелесные земли - это земли, которые не заняты лесами и не предназначены для их выращивания. Целевое назначение этих земель заключается в использовании их для обслуживания нужд лесного хозяйства: устройства просек, прокладки дорог и т.д. и т.п.

Действует определенный порядок признания лесных земель, покрытых лесной растительностью, в качестве таковых. Во-первых, землями, покрытыми лесной растительностью, признаются те земли, на которых произрастает естественная лесная растительность, отвечающая соответствующим признакам. Так, согласно п. 5.1.2.1 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от 15 декабря 1994 г. N 265, к таким землям относятся, в частности, земли, занятые молодняками древесных пород с полнотой 0,4 и выше, древостоями других групп возраста с полнотой 0,3 и выше и некоторые другие.

Во-вторых, землями, покрытыми лесной растительностью, признаются участки лесных культур, созданных путем посадки или посева древесных пород, и переведенные в установленном порядке в земли, покрытые лесной растительностью, после достижения ими нормативных таксационных показателей. Перевод лесных культур в земли, покрытые лесной растительностью, осуществляется в результате аттестации законченных лесохозяйственных объектов. Действует Положение об аттестации (приемке) законченных лесохозяйственных объектов, работ и услуг, утвержденное Рослесхозом 6 мая 1994 г. Целью аттестации является оценка соответствия законченных лесохозяйственных объектов, работ и услуг требованиям нормативно-технической документации (стандартам, техническим условиям, наставлениям, инструкциям, правилам и т.д.), проектной документации и, в конечном итоге, выдача заключения о готовности объектов. К числу лесохозяйственных объектов относятся лесные культуры, переводимые в земли, покрытые лесной растительностью. По результатам аттестации оформляется акт аттестации (приемки) законченных лесохозяйственных объектов, работ и услуг. Таким образом, существует порядок признания растительности, произрастающей на некоторых категориях земель, в качестве леса. Кроме того, условием признания лесов как таковых является включение сведений о них в государственный лесной реестр (ст. 91 ЛК РФ).

Статья 6 ЛК РФ признает, что леса могут находиться не только на землях лесного фонда, но и на землях других категорий. Из содержания ч. 3 ст. 23 ЛК РФ следует, что леса располагаются также на землях обороны и безопасности, на землях поселений (городские леса) и на землях особо охраняемых природных территорий. Кроме того, леса могут произрастать и на других землях (ч. 2 ст. 102 ЛК РФ).

2. Ранее действовавший ЛК РФ 1997 г. (ст. 11) различал понятие "лесная растительность", т.е. растительность, которая включалась в состав лесного фонда и в состав лесов, не входящих в лесной фонд, и понятие "нелесная растительность", именовавшаяся древесно-кустарниковой растительностью. Древесно-кустарниковая растительность не включалась в лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд.

Ныне, во-первых, такая растительность может быть признана лесом. Общие положения правового режима этих лесов закреплены в ст. 102-106 ЛК. Во-вторых, эта растительность может именоваться "лесными насаждениями", "защитными лесными насаждениями", если она произрастает на землях сельскохозяйственного назначения (ст. 77 ЗК РФ). На землях транспорта могут находиться "лесные насаждения" (ст. 90 ЗК РФ). В-третьих, любые деревья, кустарники и иные растения, не являющиеся лесными насаждениями и произрастающие на иных, кроме указанных выше, землях, признаются просто "растениями", что вытекает из содержания п. 2 ст. 261 ГК РФ. Правовой режим данных лесных насаждений и растений в законодательстве не урегулирован. В-четвертых, существуют такие понятия, как "не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники и лианы" (ст. 260 УК РФ) и "иные насаждения" (ст. 261 УК РФ). Что представляют собой эти понятия, в законодательстве не указано.

3. В ст. 7 ЛК РФ закреплено понятие "лесной участок". Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69 и 92 ЛК. В ч. 1 ст. 67 ЛК РФ предусмотрено, что лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в ч. 3 ст. 23 ЛК, т.е. на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, населенных пунктов, на которых расположены городские леса, и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса. Из п. 3 ч. 1 ст. 68 ЛК, которая определяет содержание лесоустройства, следует, что в процессе его проведения осуществляется проектирование лесных участков. Это значит, что границы лесного участка определяются, как правило, в процессе лесоустройства, на указанных выше землях.

Согласно ст. 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", т.е. лесной участок признается таковым только после присвоения ему кадастрового номера.

4. Статья 10 ЛК РФ делит леса на виды по целевому назначению. Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.

Согласно ст. 102 ЛК РФ к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных ч. 4 ст. 12 ЛК. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Выделяются следующие категории защитных лесов: леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; леса, расположенные в водоохранных зонах; леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, и ценные леса.

Леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, подразделяются на леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ; зеленые зоны; лесопарковые зоны; городские леса; леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

К ценным лесам относятся государственные защитные лесные полосы; противоэрозионные леса; леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; леса, имеющие научное или историческое значение; орехово-промысловые зоны; лесные плодовые насаждения; ленточные боры, запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов; нерестоохранные полосы лесов.

Особо защитными участками лесов признаются берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов; опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами; постоянные лесосеменные участки; заповедные лесные участки; участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений; места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных; другие особо защитные участки лесов.

Особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных, эксплуатационных и резервных лесах. В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Отнесение лесов к ценным лесам и выделение особо защитных участков лесов и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

К эксплуатационным лесам согласно ст. 108 ЛК РФ относятся леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.

К резервным лесам относятся леса, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины (ст. 109 ЛК РФ).

Процедура выделения особо защитных участков лесов урегулирована в приказе Рослесхоза от 30 декабря 1993 г. N 348 "Об утверждении Основных положений по выделению особо защитных участков леса".

Особо защитные участки лесов не выделяются в лесах, отнесенных к категории защитных лесов, в которых установлен аналогичный или более строгий режим ведения лесного хозяйства и использования лесов, чем в особо защитных участках леса.

5. Виды использования земель данной категории в конкретных целях, т.е. назначение лесных участков, можно определить на основе норм лесного законодательства. Назначение лесного участка определяется в результате его предоставления в пользование на соответствующем праве.

Основным видом использования земель лесного фонда является их использование для лесохозяйственных нужд, т.е. для выращивания леса. Земли лесного фонда используются для проведения работ по лесовосстановлению и лесоразведению, создания лесных питомников, выращивания лесных культур и т.д.

Земли лесного фонда могут использоваться для обслуживания пользователей землями лесного фонда как пространственный территориальный базис. Для этого строятся лесохозяйственные, лесовозные дороги, прорубаются просеки, возводятся соответствующие строения и сооружения, пункты хранения древесины и т.п. Лесное законодательство допускает возможность использования земель данной категории и для иных разнообразных целей.

Другим способом определения видов использования земель лесного фонда является установление видов разрешенного использования лесов. В соответствии со ст. 87 ЛК РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.

Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений утвержден приказом МПР России от 19 апреля 2007 г. N 106.

6. В законодательстве следующим образом урегулированы вопросы права собственности на земли лесного фонда и леса, произрастающие на них. Во-первых, из содержания пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса исключено упоминание о таких объектах, как леса и многолетние насаждения, которые ранее признавались недвижимым имуществом. Леса и многолетние насаждения более не признаются недвижимым имуществом.

Во-вторых, до принятия Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" действовала норма п. 2 ст. 261 ГК РФ о том, что, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем лес и растения. Из текста этой нормы исключено слово "лес". Это означает, что лес не является объектом права собственности.

В-третьих, согласно ст. 8 ЛК РФ объектом права собственности признается лесной участок. Как указано в этой статье, лесные участки в составе земель лесного фонда, т.е. земельные участки, находятся в федеральной собственности. Таким образом, в федеральной собственности находятся земельные участки (лесные участки) в составе земель лесного фонда. Статья 3 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" уточняет это положение, признавая земли лесного фонда федеральной собственностью.

В соответствии с нормами гражданского законодательства сейчас собственник земельного участка не обладает правом собственности на лес, произрастающий на его участке. Отсутствует также какая-либо юридическая связь между такими понятиями, как "лес" и "земли лесного фонда", в лесном законодательстве, о чем говорилось выше. Леса не являются более объектом права собственности. Поэтому право федеральной собственности не распространяется на леса, растущие на землях лесного фонда.

Допускается приобретение права частной собственности на лесной участок в составе земель лесного фонда. Согласно ч. 3 ст. 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК, если иное не установлено ЛК.

В соответствии со ст. 624 ГК РФ в законе или договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены. Если условие о выкупе арендованного имущества не предусмотрено в договоре аренды, оно может быть установлено дополнительным соглашением сторон, которые при этом вправе договориться о зачете ранее выплаченной арендной платы в выкупную цену. Законом могут быть установлены случаи запрещения выкупа арендованного имущества. Прямого запрета нет ни в лесном, ни в земельном законодательстве.

Земельные участки из состава земель лесного фонда отнесены к числу земель, ограниченных в обороте (п. 5 ст. 27 ЗК РФ). Согласно п. 2 указанной статьи земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Таким исключением является норма ст. 624 ГК РФ.

Что касается "форм собственности" на лесные участки в составе земель иных категорий, то они определяются в соответствии с земельным законодательством (ч. 2 ст. 8 ЛК РФ). Поскольку лесные участки выделяются на землях обороны и безопасности, населенных пунктов, земель особо охраняемых природных территорий, то они могут находиться в государственной, муниципальной или частной собственности.

Леса могут произрастать и на земельных участках в составе других категорий земель, в отношении которых земельное законодательство допускает частную собственность. Так, леса могут находиться на частных земельных участках в водоохранных зонах, в зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов и на многих иных. В этом случае частный собственник будет иметь право собственности на земельный участок, но не на лес.

Не будет обладать правом собственности на лесные насаждения и собственник земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения или земель транспорта. Собственник частного земельного участка имеет только право собственности на растения, причем содержание этого понятия в законодательстве не определено. Не закреплены законодательно также права и обязанности частного земельного собственника в отношении лесов, многолетних насаждений.

7. До принятия Лесного кодекса РФ право лесопользования являлось центральным институтом лесного права. Сейчас законодатель отказался от понятий "лесопользование", "право лесопользования". Объектом права пользования признается лесной участок, хотя в ЛК РФ одновременно широко используется формулировка "использование лесов", суть которой в ЛК РФ не раскрывается. Лесные участки, т.е. земельные участки в составе земель лесного фонда и некоторых иных категорий земель, признаются объектами права пользования.

В ст. 25 ЛК РФ перечислены виды использования лесов, т.е. использования земель лесного фонда. К ним относятся заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты; ведение сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности; создание лесных плантаций и их эксплуатация; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; переработка древесины и иных лесных ресурсов; осуществление религиозной деятельности; иные виды.

Некоторые из указанных видов использования "лесов" действительно являются по своему характеру таковыми, например заготовка древесины и живицы, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений и др. Однако не имеют никакого отношения к использованию лесов такие виды деятельности, как ведение сельского хозяйства, строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов и некоторые иные. Эти виды деятельности являются по своему характеру прежде всего использованием земель. Что касается геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, то это - недропользование. Нельзя также признать создание лесных плантаций и их эксплуатацию использованием лесов, хотя бы потому, что в самом начале такой деятельности леса не существует.

Права пользования землями лесного фонда закреплены в ст. 9 ЛК. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК. Кроме того, использовать земли лесного фонда можно на праве пребывания граждан в лесах (ст. 11 ЛК РФ) и на основании договора купли-продажи лесных насаждений (ст. 75 ЛК РФ).

В постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам. Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков осуществляется в соответствии с ЛК. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК, если иное не установлено ЛК. Предоставление лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном ЗК, если иное не предусмотрено ЛК РФ (ст. 71 ЛК РФ).

Правила подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности утверждены постановлением Правительства РФ от 28 мая 2007 г. N 324.

ЛК закрепляет также право общего пользования землями лесного фонда. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов (ст. 11 ЛК РФ).

В то же время граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.

Запрещено осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу РФ, красные книги субъектов РФ, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах". Например, в соответствии со ст. 2 названного Закона наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры включаются в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации. Такой Перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681. В него, в частности, включены опийный мак (растение вида Papaver somniferum L) и плодовое тело (любая часть) любого вида грибов, содержащих псилоцибин и (или) псилоцин.

Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах или безопасности граждан при выполнении работ. Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по иным основаниям не допускается. Пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством и законодательством о животном мире.

Особо следует подчеркнуть, что лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, указанных выше. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных ЛК.

8. В лесном законодательстве определены виды права пользования землями лесного фонда. Прежде всего речь идет о заготовке древесины. Заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено ЛК, другими федеральными законами. Для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения. Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку*(26) (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок. Возрасты рубок и порядок исчисления расчетной лесосеки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 1-5 ст. 29 ЛК РФ). Порядок исчисления расчетной лесосеки утвержден приказом МПР России от 8 июня 2007 г. N 148.

Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, утвержден постановлением Правительства РФ от 15 марта 2007 г. N 162.

Граждане, юридические лица в целях заготовки древесины вправе осуществлять строительство лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков. Правила заготовки древесины утверждены приказом МПР России от 16 июля 2007 г. N 184.

Рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания. Для заготовки древесины допускается осуществление рубок спелых, перестойных лесных насаждений; средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесами; лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, лесной и лесоперерабатывающей инфраструктур и иных объектов.

Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (ст. 16 ЛК РФ).

Рубки лесных насаждений осуществляются в форме выборочных рубок или сплошных рубок (ст. 17 ЛК РФ). Выборочными рубками являются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубается часть деревьев и кустарников. Сплошными рубками признаются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников.

В защитных лесах сплошные рубки осуществляются только в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций.

Осуществление сплошных рубок на лесных участках, предоставленных для заготовки древесины, допускается только при условии воспроизводства лесов на указанных лесных участках. Запрещаются сплошные рубки в случаях, предусмотренных ЛК, другими федеральными законами.

Статья 30 ЛК РФ регулирует порядок заготовки гражданами древесины для собственных нужд. Граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и ведущих традиционный образ жизни, эти лица имеют право бесплатно осуществлять заготовку древесины для собственных нужд исходя из установленных нормативов.

Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов РФ.

В ЛК РФ урегулирован порядок заготовки живицы*(27). Сырьевую базу подсочки составляют сосновые, еловые, лиственничные, кедровые спелые и перестойные насаждения, назначаемые в рубку главного пользования. Заготовка живицы представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с подсочкой хвойных лесных насаждений, хранением живицы и вывозом ее из леса (ст. 31 ЛК РФ). Заготовка живицы осуществляется в лесах, которые предназначаются для заготовки древесины. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку живицы на основании договоров аренды лесного участка. Правила заготовки живицы утверждены приказом МПР России от 21 июня 2007 г. N 156.

Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с изъятием, хранением и вывозом соответствующих лесных ресурсов из леса (ст. 32 ЛК РФ). К недревесным лесным ресурсам относятся пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ели для новогодних праздников, мох, лесная подстилка, камыш, тростник и подобные лесные ресурсы.

Граждане, юридические лица, осуществляющие заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов, вправе возводить навесы и другие временные постройки на предоставленных им лесных участках. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов на основании договоров аренды лесных участков. Правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов утверждены приказом МПР России от 10 апреля 2007 г. N 84.

Статья 33 ЛК РФ регулирует порядок заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд. Заготовка и сбор гражданами недревесных лесных ресурсов, за исключением елей и деревьев других хвойных пород для новогодних праздников, для собственных нужд осуществляются в соответствии со ст. 11 ЛК, т.е. в порядке реализации права пребывания граждан в лесах. Допускается возможность ограничения такого рода деятельности. Порядок заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд устанавливается законом субъекта РФ.

Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с изъятием, хранением и вывозом таких лесных ресурсов из леса (ст. 34 ЛК РФ). К пищевым лесным ресурсам относятся дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, семена, березовый сок и подобные лесные ресурсы.

Граждане, юридические лица осуществляют заготовку пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений на основании договоров аренды лесных участков. Граждане, юридические лица, осуществляющие заготовку пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, на предоставленных им лесных участках вправе размещать сушилки, грибоварни, склады и другие временные постройки. Правила заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений утверждены приказом МПР России от 10 апреля 2007 г. N 83.

Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений для собственных нужд осуществляются гражданами в порядке реализации права пребывания граждан в лесах (ст. 33 ЛК РФ). Ограничение заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд может устанавливаться в соответствии со ст. 27 ЛК. Порядок заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд устанавливается законом субъекта РФ.

Ведение охотничьего хозяйства на лесных участках - это предпринимательская деятельность, связанная с оказанием услуг лицам, осуществляющим охоту (ст. 36 ЛК РФ). Лесные участки, предоставляемые для ведения охотничьего хозяйства, признаются охотничьими угодьями. Охота на лесных участках, предоставленных для ведения охотничьего хозяйства, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О животном мире" и ЛК.

На лесных участках, предоставленных для ведения охотничьего хозяйства, допускается возведение временных построек и осуществление благоустройства этих лесных участков. Граждане, юридические лица осуществляют использование лесов для ведения охотничьего хозяйства на основании договоров аренды лесных участков. Правила использования лесов для ведения охотничьего хозяйства устанавливаются законом субъекта РФ.

Использование гражданами лесов для осуществления любительской охоты и спортивной охоты осуществляется без предоставления лесных участков, т.е. на основании права пребывания граждан в лесах. Ограничение использования гражданами лесов для осуществления любительской охоты и спортивной охоты может устанавливаться в соответствии со ст. 27 ЛК РФ (ст. 37 ЛК РФ).

Данный вид использования земель лесного фонда опосредствует деятельность, связанную с использованием леса как среды обитания охотничье-промысловой фауны, и регулируется лесным законодательством.

Леса, точнее говоря земли лесного фонда, могут использоваться для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности). На лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, допускается размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других временных построек (ч. 1, 2 ст. 38 ЛК РФ). Правила использования лесов для ведения сельского хозяйства утверждены приказом МПР России от 10 мая 2007 г. N 124.

Статья 39 ЛК РФ устанавливает порядок выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений. На лесных участках, используемых для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений, допускается размещение временных построек. Граждане, юридические лица осуществляют выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений на основании договоров аренды лесных участков. Правила использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений утверждены приказом МПР России от 10 апреля 2007 г. N 85.

Как предусмотрено ст. 40 ЛК, леса могут использоваться для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности научными организациями, образовательными организациями. Для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим научным организациям, образовательным организациям - в аренду. Правила использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности утверждены приказом МПР России от 28 мая 2007 г. N 137.

Леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (ст. 41 ЛК РФ). При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта РФ (лесном плане субъекта РФ) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного и растительного мира, водные объекты.

Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду. Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности утверждены приказом МПР России от 24 апреля 2007 г. N 108.

Создание лесных плантаций и их эксплуатация представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с выращиванием лесных насаждений определенных пород (целевых пород) (ст. 42 ЛК РФ). К лесным насаждениям определенных пород (целевых пород) относятся лесные насаждения искусственного происхождения, за счет которых обеспечивается получение древесины с заданными характеристиками. Лесные плантации могут создаваться на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Гражданам, юридическим лицам для создания лесных плантаций и их эксплуатации лесные участки предоставляются в аренду в соответствии с ЛК, земельные участки - в соответствии с земельным законодательством. На лесных плантациях проведение рубок лесных насаждений и осуществление подсочки лесных насаждений допускаются без ограничений.

Использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых представляет собой использование земель лесного фонда и недр. Использование земель лесного фонда для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, как предусматривает ст. 43 ЛК, осуществляется с соблюдением требований, касающихся строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, предусмотренных в ст. 21 ЛК.

Для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются по общему правилу в аренду, за некоторыми исключениями. На основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления допускается выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений. Порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых утвержден приказом МПР России от 24 апреля 2007 г. N 109.

Леса могут использоваться для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов. Вполне понятно, что и в данном случае речь идет об использовании земель лесного фонда, а не лесов. Согласно ст. 44 ЛК РФ использование земель лесного фонда для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов должно осуществляться с соблюдением требований, касающихся строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. Лесные участки используются для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов в соответствии с водным законодательством.

Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, праве аренды лесных участков, а также праве безвозмездного срочного пользования лесными участками для строительства водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов.

В случаях использования земель лесного фонда для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (ст. 45 ЛК РФ). Лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных ст. 9 ЛК, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении указанные линейные объекты. Для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, в том числе в охранных зонах указанных линейных объектов, осуществляется использование лесов для вырубки деревьев, кустарников и лиан без предоставления лесных участков. Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов утверждены приказом МПР России от 17 апреля 2007 г. N 99.

Использование земель лесного фонда для переработки древесины и иных лесных ресурсов представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с производством лесоматериалов и иной продукции такой переработки (ст. 46 ЛК РФ). Для переработки древесины и иных лесных ресурсов допускается создание лесоперерабатывающей инфраструктуры, т.е. объектов переработки заготовленной древесины, биоэнергетических объектов и др. Создание лесоперерабатывающей инфраструктуры запрещается в защитных лесах.

Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в аренду для переработки древесины и иных лесных ресурсов. Правила использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов утверждены приказом МПР России от 10 мая 2007 г. N 123.

Леса могут использоваться религиозными организациями для осуществления религиозной деятельности в соответствии с Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях", как указано в ст. 47 ЛК. В действительности лес не может являться местом осуществления религиозной деятельности, что вытекает из содержания ст. 16 названного Закона. Так, религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества). Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.

На лесных участках, предоставленных для осуществления религиозной деятельности, допускается возведение зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения.

Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются религиозным организациям в безвозмездное срочное пользование для осуществления религиозной деятельности.