Перейти к основному содержанию

Статья 24 ЗК РФ. Безвозмездное пользование земельными участками

Новая редакция Ст. 24 ЗК РФ

1. В безвозмездное пользование могут предоставляться земельные участки:

1) находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 настоящего Кодекса, в том числе в виде служебного надела;

2) находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам или юридическим лицам на основании договора, в том числе в виде служебного надела.

1.1. Договор безвозмездного пользования земельным участком заключается в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.

2. Земельные участки, в том числе из состава земель лесного фонда и земель особо охраняемых природных территорий, являющиеся служебными наделами, предоставляются в безвозмездное пользование в соответствии с настоящей статьей.

Категории работников организаций транспорта, лесного комплекса, охотничьего хозяйства, федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками и национальными парками, и других сфер деятельности, имеющих право на получение служебных наделов, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Служебные наделы предоставляются указанным работникам на время установления трудовых отношений на основании их заявлений по решению соответствующих организаций.

Права и обязанности лиц, использующих служебные наделы, определяются в соответствии с правилами пункта 1 статьи 41 и абзацев второго - четвертого, седьмого - девятого статьи 42 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 24 ЗК РФ

Из п. 1 комментируемой статьи следует, что на праве безвозмездного срочного пользования земельные участки предоставляются на относительно небольшой срок <223> и, как правило, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки из земель, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, могут передаваться на основании гражданско-правового договора, а кроме того, из земель организаций отдельных отраслей экономики (транспорта, лесной промышленности и др.), а гражданам - в виде служебного надела.
--------------------------------
<223> Срок использования земельного участка, принадлежащего землепользователю на правах безвозмездного срочного пользования, определяется государственным актом или актом местного самоуправления о предоставлении земельного участка либо договором о передаче участка. Срок служебных наделов ограничен сроком исполнения трудовых обязанностей землепользователем.

Категории работников, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления, в силу п. 2 комментируемой статьи устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (о прекращении права на служебный надел см. комментарий к ст. 47 ЗК). Согласно правовой позиции ВС РФ <224> основным условием предоставления служебного надела является наличие трудовых отношений работника с организацией. Постоянное проживание работника по месту жительства как условие предоставления служебных наделов не предусмотрено.
--------------------------------
<224> См.: Определение ВС РФ от 13.06.2012 по делу N 74-АПГ12-5 // .

Согласно ст. 689 ГК по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. При этом к договору безвозмездного пользования в силу прямого указания ГК применяются некоторые положения о договоре аренды, а договор аренды, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации. Судебная практика в целом идет по пути признания необходимости государственной регистрации договора безвозмездного срочного пользования, заключенного на срок не менее года (см. Постановление ФАС СЗО от 03.10.2011 N А42-9170/2010 <225>, Постановление ФАС СКО от 23.03.2011 N А53-13922/2010 <226>, Постановление ФАС ДО от 26.05.2010 N Ф03-3469/2010) <227>. Однако в Постановлении ФАС ВСО от 07.04.2008 N А33-12027/07-Ф02-1109/08 <228> суд указывал, что "Гражданским и Земельным кодексами Российской Федерации не предусмотрена государственная регистрация договора безвозмездного (срочного) пользования земельным участком".
--------------------------------
<225> .

<226> .

<227> .

<228> .

Законопроектом N 444365-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", предлагается внести изменения в комментируемую статью. Название статьи "Безвозмездное срочное пользование земельными участками" в законопроекте заменено на "Безвозмездное пользование земельными участками", а п. 1 авторы законопроекта предлагают сделать более емким.

Другой комментарий к Ст. 24 Земельного кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья определяет условия предоставления земельных участков на титуле безвозмездного срочного пользования. На данном титуле могут быть, во-первых, предоставлены земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, во-вторых, земельные участки, находящиеся в частной собственности, и, в-третьих, земельные участки, которые используются организациями.

В первом случае основанием приобретения права безвозмездного срочного пользования является административный акт органа исполнительной власти или органа местного самоуправления. Срок пользования земельным участком не может превышать один год.

Во втором случае таким основанием служит гражданско-правовой договор, в котором указывается срок, на который предоставляется земельный участок.

В третьем случае земельный участок может быть предоставлен только гражданам - работникам определенных организаций в виде служебного земельного надела на период действия трудовых отношений. Понятие "трудовые отношения" закреплено в ст. 15 ТК РФ. Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В-четвертых, на данном титуле могут использовать земельные участки религиозные организации. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных организациях" религиозной организацией признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества). Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях (ст. 16 Закона).

В соответствии со ст. 21 названного Закона в собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры.

Согласно ст. 22 названного Закона религиозные организации вправе использовать для своих нужд земельные участки, здания и имущество, предоставляемые им государственными, муниципальными, общественными и иными организациями и гражданами, в соответствии с законодательством РФ. Передача религиозным организациям в пользование по функциональному назначению культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, осуществляется безвозмездно.

В-пятых, на данном титуле может быть предоставлен земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности, лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет бюджетных средств, на срок строительства этого объекта.

В Федеральном законе от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в ст. 3 определены понятия "государственные нужды" и "муниципальные нужды".

Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий РФ, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ) для исполнения международных обязательств РФ, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (федеральные нужды), либо потребности субъектов РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (нужды субъектов РФ).

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов РФ, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

В соответствии со ст. 4 названного Закона государственными заказчиками, муниципальными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в установленном порядке действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, либо иных гражданско-правовых договоров.

В соответствии со ст. 9 названного Закона государственным или муниципальным контрактом считается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Такого рода контракт заключается в порядке, предусмотренном ГК и иными федеральными законами с учетом положений названного Закона. Заказ признается размещенным со дня заключения государственного или муниципального контракта или иных договоров.

Наконец, в-шестых, на данном титуле предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, предусмотренных Лесным кодексом РФ (ст. 71).

2. Если земельный участок находится в частной собственности, то он может быть передан в безвозмездное срочное пользование на основании договора безвозмездного пользования (договора ссуды). По этому договору одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а ссудополучатель в свою очередь обязуется вернуть ту же вещь в том же состоянии, в котором он эту вещь получил, с учетом нормального износа либо в ином состоянии, обусловленном договором. Такое определение договора безвозмездного пользования содержится в ст. 689 ГК РФ.

Предметом договора безвозмездного пользования закон признает вещь, прямо не говоря о земельном участке. Однако земельный участок может быть предметом этого договора в силу трех следующих обстоятельств. Во-первых, ст. 130 ГК РФ, закрепляя классификацию вещей на движимые и недвижимые, относит к числу недвижимых вещей земельные участки. Во-вторых, к регулированию отношений по договору ссуды применяются правила ст. 607 ГК РФ, которая относит к числу объектов аренды земельные участки. В-третьих, ст. 694 ГК РФ, определяя права третьих лиц на вещь, передаваемую в безвозмездное пользование, упоминает сервитут, т.е. право ограниченного пользования чужим земельным участком согласно ст. 274 ГК РФ.

Главное отличие договора ссуды от договора аренды состоит в том, что он имеет безвозмездный характер. Данное обстоятельство обусловливает закрепление в законодательстве ряда положений, отражающих специфику этого договора по сравнению с нормами, определяющими содержание договора аренды. Основной целью регламентации отношений, вытекающих из договора безвозмездного пользования, является прежде всего ограничение сферы применения договора ссуды. Кроме того, возникает необходимость ограничить также права ссудополучателя, на которого в отличие от арендатора не возлагается обязанность выплаты арендной платы за предоставление возможности пользования его имуществом.

Ссудодателем может быть собственник имущества - земельного участка или иное лицо, управомоченное на то законом или собственником. Однако если ссудодателем является коммерческая организация, то она не вправе передать свой земельный участок в безвозмездное пользование учредителям этой коммерческой организации, ее участникам, руководителям или членам органов управления и контроля такой коммерческой организации (п. 2 ст. 690 ГК РФ).

Предоставление земельного участка в безвозмездное пользование ссудополучателя является основной обязанностью ссудодателя. Предоставляемый земельный участок должен находиться в состоянии, соответствующем условиям договора и его назначению. Что касается обязанности ссудодателя передать вместе с вещью ссудополучателю и все ее принадлежности и относящиеся к ней документы, то это положение практически не применимо к случаям передачи земельных участков. Это объясняется тем, что такими документами могут быть лишь документы, удостоверяющие право собственности на землю. Исходя из характера договора ссуды, передача таких документов не является необходимой. Кроме того, непередача таких документов ссудополучателю не может явиться препятствием для использования земельного участка.

В ст. 692 ГК РФ специально урегулированы последствия неисполнения ссудодателем условий договора, т.е. непредоставления земельного участка в безвозмездное пользование ссудополучателя. В этом случае ссудополучатель не имеет права требовать передать ему вещь в натуре, как это предусмотрено договором аренды. Ссудополучатель имеет возможность требовать от ссудодателя расторгнуть договор и возместить причиненный ему реальный ущерб.

В ст. 693 ГК РФ установлена ответственность ссудодателя за недостатки земельного участка, переданного в безвозмездное пользование. Ответственность наступает лишь в случаях, когда ссудодатель умышленно или по грубой неосторожности не оговорил при заключении договора безвозмездного пользования недостатки предоставляемого земельного участка. В данной ситуации ссудополучатель может потребовать от ссудодателя безвозмездно устранить обнаруженные недостатки. Он вправе устранить недостатки вещи собственными средствами, а от ссудодателя потребовать возмещения своих расходов, например на осушение переувлажненного земельного участка и т.п. Кроме этого ссудополучатель вправе потребовать расторжения договора и возмещения понесенного им реального ущерба.

Ссудодатель не отвечает за недостатки земельного участка, которые были им оговорены при заключении договора, либо были заранее известны ссудополучателю, либо должны были быть обнаружены ссудополучателем во время осмотра участка или при его передаче.

Передача земельного участка в безвозмездное пользование согласно ст. 694 ГК РФ не влечет изменения или прекращения прав третьих лиц на этот земельный участок (сервитут, право залога и т.п.). Однако при заключении договора ссудодатель обязательно должен предупредить ссудополучателя о всех правах третьих лиц на такой земельный участок. Если ссудополучатель не был предупрежден ссудодателем о правах третьих лиц на земельный участок, который был ему предоставлен, то в этом случае он имеет право потребовать расторжения договора и возмещения понесенного им ущерба.

На ссудополучателя возлагаются обязанности по содержанию переданного ему земельного участка. Он должен поддерживать переданный ему в безвозмездное пользование участок в исправном состоянии и, если потребуется, нести расходы на его содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования (ст. 695 ГК РФ). Конкретные обязанности ссудополучателя в отношении переданного ему земельного участка сформулированы в ст. 42 ЗК РФ. Эти обязанности выражаются главным образом в требованиях обеспечения рационального использования и охраны земель.

В ст. 696 ГК РФ урегулированы вопросы, связанные с риском случайной гибели или случайного повреждения вещи, переданной в безвозмездное пользование. По общему правилу риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 211 ГК РФ). Поскольку в отношениях, вытекающих из договора ссуды, собственником вещи всегда остается ссудодатель, то на нем лежит и риск случайной гибели или случайного повреждения вещи. Однако риск случайной гибели или случайного повреждения вещи может быть возложен на ссудополучателя. Это положение относится к случаям, когда ссудополучатель использовал вещь (предоставленный ему участок земли) не в соответствии с договором безвозмездного пользования или ее назначением; передал ее третьему лицу без согласия ссудодателя; мог с учетом фактических обстоятельств предотвратить ее гибель или порчу, пожертвовав своей вещью, но предпочел сохранить свою вещь. Что касается безвозмездного пользования земельным участком, то указанные последствия возможны только в случаях порчи земельного участка, поскольку земля обладает признаком неуничтожимости.

Ответственность за вред, причиненный третьему лицу в результате использования земельного участка, являющегося предметом договора ссуды, несет ссудодатель, если не докажет, что вред причинен вследствие умысла или грубой неосторожности ссудополучателя или лица, у которого эта вещь оказалась с согласия ссудодателя (ст. 697 ГК РФ).

Согласно ст. 698 ГК РФ ссудодатель вправе потребовать досрочного расторжения договора безвозмездного пользования в следующих случаях. Например, ссудополучатель использует вещь не в соответствии с договором или назначением вещи - использует земельный участок не по целевому назначению. Ссудополучатель не выполняет обязанностей по поддержанию вещи в исправном состоянии или ее содержанию - не выполняет обязанностей по охране земель, предусмотренных земельным законодательством. Возможны ситуации, когда по вине ссудополучателя происходит существенное ухудшение состояния вещи - земельного участка. Основанием для досрочного расторжения договора закон признает передачу земельного участка третьему лицу без согласия ссудодателя.

В свою очередь ссудополучатель вправе потребовать расторжения договора при наличии следующих оснований: при обнаружении недостатков, делающих нормальное использование земельного участка невозможным или обременительным, о наличии которых он не знал и не мог знать в момент заключения договора; если участок в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, окажется в состоянии, непригодном для использования; если при заключении договора ссудодатель не предупредил его о правах третьих лиц на передаваемый земельный участок; при неисполнении ссудодателем обязанности передать участок.

Статья 699 ГК РФ предусмотрела упрощенную процедуру одностороннего отказа от договора. Так, ссудополучатель вправе во всякое время отказаться от договора безвозмездного пользования при соблюдении обязательного условия - известить ссудодателя о намерении отказаться от договора не позже чем за один месяц, если договором не предусмотрен иной срок извещения. Такое же право имеет ссудодатель при соблюдении условия об извещении об этом ссудополучателя, но только по договору безвозмездного пользования, в котором не указан срок его действия.

Статья 700 ГК РФ определяет порядок изменения сторон в договоре безвозмездного пользования. Нормы этой статьи преследуют цель обеспечить защиту прав и законных интересов ссудополучателя. Так, ссудодатель, являясь собственником вещи - земельного участка, вправе произвести его отчуждение или передать его в возмездное пользование другому лицу. Однако в этом случае к новому собственнику или пользователю земельного участка перейдут все права по ранее заключенному договору безвозмездного пользования, а его права в отношении земельного участка будут обременены правами ссудополучателя. Это означает, что переход права собственности на земельный участок, ранее переданный в безвозмездное пользование, либо передача этого участка земли в возмездное пользование третьему лицу не затрагивает прав ссудополучателя, который в этом случае остается пользователем данного земельного участка.

Гражданское законодательство предусматривает, что смерть гражданина или ликвидация юридического лица являются основаниями прекращения обязательства (ст. 418, 419 ГК РФ). Иная ситуация складывается в отношениях, вытекающих из договора безвозмездного пользования. В этих случаях права и обязанности ссудодателя по договору безвозмездного пользования переходят к наследнику умершего гражданина или правопреемнику ликвидированного юридического лица либо к иному лицу, к которому перешло право собственности на вещь. В то же время смерть гражданина или ликвидация юридического лица ссудополучателя, если иное не предусмотрено договором, представляет собой основание для прекращения договора безвозмездного пользования (ст. 701 ГК РФ).

Необходимо также подчеркнуть, что к отношениям по безвозмездному пользованию имуществом (земельными участками) применяется ряд норм, регулирующих арендные отношения. Так, к договору безвозмездного пользования применяются правила, предусмотренные ст. 607, п. 1 и абзацем первым п. 2 ст. 610, п. 1 и 3 ст. 615, п. 2 ст. 621, п. 1 и 3 ст. 623 ГК РФ (п. 2 ст. 689 ГК РФ). В связи с этим при заключении договора безвозмездного пользования следует учитывать правила, предусмотренные указанными статьями ГК РФ.

3. Служебные земельные наделы предоставляются для сельскохозяйственного использования отдельным категориям работников организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков.

Служебные земельные наделы предоставляются на время работы, в связи с которой они выделены. В случае, когда на служебном наделе произведен посев сельскохозяйственных культур, право пользования уволенного работника служебным наделом прекращается после снятия урожая. Основания прекращения права на служебный земельный надел установлены в ст. 47 ЗК РФ (см. комментарий).

В постановлении Совета Министров РСФСР от 20 марта 1965 г. N 369 "О служебных земельных наделах работников лесного хозяйства и лесной промышленности, охотничьих хозяйств, линейных работников железнодорожного транспорта, автомобильных дорог и речного флота" установлены размеры служебных земельных наделов.

Вопросы предоставления служебных земельных наделов регулируются также нормативными актами федеральных органов исполнительной власти. Например, действует Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденное приказом МПС России от 15 мая 1999 г. N 26Ц. Согласно п. 19 этого Положения железные дороги предоставляют отдельным категориям работников в полосе отвода служебные земельные наделы для сельскохозяйственного использования в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Норма, касающаяся предоставления работникам государственной лесной охраны в установленном порядке служебных земельных наделов, предусмотрена в п. 3.11 Положения о лесничем Федеральной службы лесного хозяйства России, утвержденного Рослесхозом 3 мая 1995 г.