Перейти к основному содержанию

Статья 54 ЗК РФ. Порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка

Новая редакция Ст. 54 ЗК РФ. Порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации

1. Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка (при условии неустранения административного правонарушения, связанного с неиспользованием земельного участка по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации, после назначения административного наказания), за исключением случаев, указанных в пунктах 2, 6.1 и 6.2 настоящей статьи.

2. Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук и государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук), по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляется по решению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 настоящего Кодекса, об изъятии земельного участка (при условии неустранения административного правонарушения, связанного с неиспользованием земельного участка по целевому назначению или его использованием с нарушением законодательства Российской Федерации).

3. Порядок принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. Утратил силу с 1 января 2015 г.

5. Утратил силу с 1 января 2015 г.

6. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, после получения информации и документов, указанных в пункте 9 статьи 71 настоящего Кодекса, направляет в суд требование об изъятии земельного участка или в случае, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, принимает решение об изъятии земельного участка самостоятельно.

6.1. Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с использованием земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации путем создания или возведения на таком земельном участке самовольной постройки и неисполнением землевладельцем, землепользователем соответствующих обязанностей, предусмотренных частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в сроки, установленные решением о сносе самовольной постройки либо решением о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, принятыми в соответствии с гражданским законодательством, осуществляется по решению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 настоящего Кодекса, об изъятии земельного участка. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, принимает решение об изъятии земельного участка в течение одного месяца со дня поступления от органа местного самоуправления поселения, муниципального округа или городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, органа муниципального района уведомления о невыполнении лицом, которому предоставлен земельный участок, обязанностей, предусмотренных частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в сроки, установленные решением о сносе самовольной постройки либо решением о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 6.2 и 6.3 настоящей статьи.

6.2. В случае, если на земельном участке наряду с самовольной постройкой расположены иные здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, обеспечивает образование земельного участка, на котором расположена только самовольная постройка, если образование такого земельного участка возможно осуществить без нарушения требований к образуемым или измененным земельным участкам, и принимает решение об изъятии образуемого земельного участка в срок не более чем четыре месяца со дня поступления уведомления, указанного в пункте 6.1 настоящей статьи. При этом указанные органы вправе требовать возмещения расходов на выполнение кадастровых работ от землевладельца, землепользователя исходного земельного участка.

6.3. Решение об изъятии земельного участка в соответствии с пунктом 6.1 настоящей статьи не может быть принято в отношении земельного участка, на котором наряду с самовольной постройкой расположены иные здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, если образование земельного участка, на котором расположена только самовольная постройка, невозможно осуществить без нарушения требований к образуемым или измененным земельным участкам.

7. В случае наличия в Едином государственном реестре недвижимости записи о праве пожизненного наследуемого владения земельным участком, праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, обязан обратиться в орган регистрации прав с заявлением о государственной регистрации прекращения такого права на земельный участок с приложением копии решения об изъятии земельного участка или копии вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии земельного участка либо со дня вступления в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка.

8. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, обязан сообщить о прекращении права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, записи о которых не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в налоговый орган по месту нахождения указанного земельного участка и в орган регистрации прав в течение семи дней со дня принятия решения об изъятии земельного участка или со дня вступления в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка.

9. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 настоящего Кодекса, об изъятии земельного участка ввиду неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации может быть обжаловано в судебном порядке.

10. Установленный настоящей статьей порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, не применяется в случае прекращения прав на земельный участок, который находится в федеральной собственности и в отношении которого поступило заявление о безвозмездной передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации.

Комментарий к Статье 54 ЗК РФ

Правила комментируемой статьи самым тесным образом связаны с положениями ст. ст. 284, 285 и 286 ГК, подп. 1 п. 2 ст. 45 ЗК, которые так или иначе регулируют основания и порядок изъятия земельных участков при ненадлежащем их использовании.

Пункт 1 комментируемой статьи во взаимосвязи с подп. 1 п. 2 ст. 45 ЗК предусматривает принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком при:

использовании земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования земли, в том числе если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

порче земель;

невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;

невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи судебному разбирательству предшествует назначение административного наказания и выдача предписания об устранения ненадлежащего использования земельного участка. Такими правами наделены должностные лица Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов (Управления Росреестра по субъектам РФ), Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов (Управления Россельхознадзора по субъекту или субъектам РФ). Главный государственный инспектор РФ по использованию и охране земель и его заместители, главные государственные инспекторы субъектов РФ по использованию и охране земель и их заместители, главные государственные инспекторы городов и районов по использованию и охране земель и их заместители имеют право:

а) в пределах своей компетенции рассматривать в установленном порядке дела об административных правонарушениях и налагать административные штрафы;

б) выносить по форме согласно приложению [к Постановлению N 689] предупреждения о допущенном земельном правонарушении в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации;

в) направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях земельного законодательства для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности;

г) вносить в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, издавшие акты, касающиеся вопросов земельных отношений, предложения о приведении указанных актов в соответствие с земельным законодательством.

В РФ органы местного самоуправления, сохранив право муниципального контроля над исполнением требований земельного законодательства, а также прокуратура выявляют случаи ненадлежащего использования, направляют материалы в Управление Росреестра (прокурор направляет представление об устранении нарушений законодательства и требует принять меры к устранению выявленных нарушений), которое осуществляет, в частности, контроль за соблюдением выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также о выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, осуществляет государственный контроль за соблюдением земельного законодательства. Инспектор Росреестра, проведя выездную проверку и обнаружив нарушения законодательства, возбуждает дело об административном правонарушении, привлекает землепользователя или землевладельца к административной ответственности в виде наложения административного взыскания за нарушение земельного законодательства (нецелевое использование земельного участка) и выдает предписание устранить ненадлежащее использование земельного участка в течение определенного срока.

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по субъекту или субъектам РФ проводит проверки по собственной инициативе, уведомив об этом правообладателя. Проверка осуществляется в соответствии с приказом органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой выездной проверки. Проверка проводится с целью, например, "надзора за обеспечением соблюдения гражданкой С.Н., владеющей и пользующейся земельным участком сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 37:16:010505:194 в Савинском муниципальном районе ИО, обязательных требований в части охраны и использования земель сельскохозяйственного назначения, на основании плана проверок отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям на 2014 г." <477>.
--------------------------------
<477> Уведомление о проведении планового мероприятия по надзору от 11.02.2014 N 04и-16-86/224 Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям; Приказ от 07.02.2014 N 171 Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям // Личный архив Савенко Г.В.

Правило пункта 2 комментируемой статьи устанавливает исключение из правила, установленного п. 1 ст. 54 ЗК. Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук, созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им учреждений) осуществляется по решению исполнительного органа государственной власти или органа местной власти об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка) без дальнейшего обращения в суд. Такая урезанная процедура объясняется статусом учреждений.

Согласно п. 1 ст. 120 ГК учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение) (абз. 1 и 2 п. 1 ст. 120 ГК). Собственнику государственного или муниципального учреждения, таким образом, нет нужды обращаться в суд с заявлением об изъятии земельного участка, так как он является либо собственником земельного участка, либо ему принадлежит право распоряжения таким земельным участком.

Законодатель в пункте 2 ст. 54 ЗК делает оговорку "за исключением государственных академий наук, созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им учреждений" в связи с особым статусом указанных лиц. В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" <478> Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств) являются государственными академиями наук - некоммерческими организациями, которые созданы в форме государственных бюджетных учреждений, наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования, распоряжения имуществом, находящимся в федеральной собственности и принадлежащим им на праве оперативного управления, в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставами таких академий наук.
--------------------------------
<478> СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.

Обязательным условием принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования п. 2 ст. 54 ЗК предусмотрено неустранение фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

Абзац 3 п. 4 ст. 24 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <479> предусматривает, что государственные бюджетные учреждения, являющиеся государственными академиями наук, вправе осуществлять от имени РФ полномочия учредителей государственных унитарных предприятий, государственных учреждений и собственников закрепленного за ними федерального имущества в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами <480>.
--------------------------------
<479> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

<480> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145; 2007. N 1. Ст. 37; 2010. N 19. Ст. 2291; 2011. N 30. Ст. 4587.

Особенности статуса государственных академий наук, созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им учреждений не позволяют, таким образом, в отношении их применять упрощенную (одноэтапную) процедуру изъятия земельного участка без обращения в суд.

Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает, что порядок принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка в соответствии с п. 2 настоящей статьи устанавливается Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 18.09.2013 N 821 утверждены Правила принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, предоставленного государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук, созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им учреждений), при его ненадлежащем использовании <481>. Правила вступили в силу с 1 января 2014 г. Решение об изъятии земельного участка принимается:
--------------------------------
<481> СЗ РФ. 2013. N 38. Ст. 4832.

а) в отношении земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования;

б) на основании поступивших из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного земельного надзора, копий следующих документов, заверенных должностным лицом этого федерального органа исполнительной власти:

предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства;

акт проверки выполнения землепользователем предписания об устранении выявленного нарушения;

иные документы, связанные с результатами проверки выполнения указанного предписания;

в) в 2-месячный срок со дня поступления копий документов, указанных в подп. "б" настоящего пункта, в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный принимать решение об изъятии земельного участка.

Решение об изъятии земельного участка содержит:

а) основание для изъятия земельного участка;

б) наименование лица, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком которого подлежит прекращению;

в) кадастровый номер и площадь земельного участка, подлежащего изъятию.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный принимать решение об изъятии земельного участка, в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об изъятии направляет посредством почтового отправления копию такого решения государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, в отношении которых принято решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, а также органу государственной власти или органу местного самоуправления, в ведении которых такая организация находится.

Пункты 4, 5 и 6 ст. 54 ЗК устанавливают последовательность действий в случае выявления нарушений требований земельного законодательства. Если правообладателями не являются государственные академии наук, созданные такими академиями наук и (или) подведомственные им учреждения, то п. 6 предусматривает направление в суд требования об изъятии земельного участка. "Направление требования в суд" следует понимать как обращение в суд с исковым заявлением об изъятии земельного участка по основаниям и в порядке, которые установлены подп. 1 п. 2 ст. 45, п. п. 1 и 2 ст. 54 ЗК.

Правила п. п. 7 и 6 ст. 54 ЗК обращены к исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления и их обязанности обеспечить государственную прекращения права или сообщения о принятом ими решении о прекращении соответствующего права в налоговый и кадастровый органы.

Пункт 9 ст. 54 ЗК предусматривает обжалование в судебном порядке решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка ввиду ненадлежащего использования земельного участка. Землепользователь или землевладелец в данном случае может использовать такой способ защиты нарушенного права, как обращение в суд с заявлением о признании недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок. Причем важно учитывать, что в этом случае граждане и юридические лица обжалуют в суде акт индивидуального характера, то есть ненормативный правовой акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц <482>. Граждане обращаются в суд в порядке, который предусмотрен главой 25 ГПК РФ, а юридические лица - в соответствии с главой 24 АПК РФ. В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Такое же, по сути, правило установлено и ч. 5 ст. 200 АПК РФ.
--------------------------------
<482> Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 5 марта 2011 г. по делу N 04АП-5428/2010 // .

Другой комментарий к Ст. 54 Земельного кодекса Российской Федерации

Комментируемая статья устанавливает процедуру принудительного лишения права на земельный участок лиц, которые используют его на титулах пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или безвозмездного срочного пользования. Основаниями лишения прав на землю этих лиц являются совершение земельных правонарушений, которые перечислены в п. 2 ст. 45 ЗК РФ. К ним относятся случаи: использования земельного участка не по целевому назначению; использования земли способами, приводящими к существенному снижению плодородия почв, существенному ухудшению экологической обстановки; неустранения совершенных умышленно ряда иных земельных правонарушений.

Выявив земельное правонарушение, должностные лица Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, которые осуществляют земельный контроль, налагают на виновное лицо штраф, выносят предупреждение о допущенных нарушениях и уведомляют об этом орган, который предоставил земельный участок.

В предупреждении, в частности, указываются характер допущенного правонарушения, срок, в течение которого оно должно быть устранено, а также то, что в случае неустранения земельного правонарушения лицо может быть лишено права на землю. Форма предупреждения утверждена постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689 "О государственном земельном контроле".

В случае неустранения земельных правонарушений в установленный срок исполнительный орган государственной власти, который вынес предупреждение, направляет материалы о прекращении права на земельный участок в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Эти органы направляют в суд заявление о прекращении права на земельный участок. По истечении 10-дневного срока с момента принятия решения суда о прекращении права на земельный участок исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления направляют заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок с приложением акта в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Особо следует отметить, что прекращение права на земельный участок не является основанием освобождения виновного лица от возмещения причиненного земельным правонарушением ущерба в порядке, предусмотренном ст. 76 ЗК РФ.