Перейти к основному содержанию

Статья 40 ЗК РФ. Права собственников земельных участков на использование земельных участков

Новая редакция Ст. 40 ЗК РФ

1. Собственник земельного участка имеет право:

1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, агролесомелиоративные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды (в том числе образованные водоподпорными сооружениями на водотоках) и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;

4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

2. Собственник земельного участка имеет право собственности на:

1) посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное пользование;

2) утратил силу.

Комментарий к Статье 40 ЗК РФ

Комментируемая статья является своего рода общей инструкцией по использованию земельного участка. В ней выделяются две логические части. В первой части (п. 1) приводится перечень видов деятельности, которые вправе осуществлять собственник на своем земельном участке. Причем перечень этот не закрытый: подп. 4 предусматривает возможность со стороны собственника осуществлять другие права на использование земельного участка. Вторая часть ст. 40 ЗК рассматривает использование земельного участка с точки зрения получения с него дохода за счет выращивания и реализации сельскохозяйственных культур.

С точки зрения применения отдельных положений статья 40 ЗК представляет значительные трудности, так как объем каждого конкретного способа освоения и использования земельного участка обусловлен соблюдением целого ряда требований законодательства о недрах, лесного, водного законодательства, законодательства о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов РФ, специальных федеральных законов. Поэтому собственнику земельного участка во избежание нарушения законодательства следовало бы заказать заключения у специалистов - кадастровых инженеров, проектных организаций, адвокатов, поставив перед ними все вопросы о конкретном составе прав и ограничений на использование земельного участка. С этой же целью необходимо обращаться с запросами в органы архитектуры, градостроительства, земельных отношений органов местного самоуправления, которые в ряде случаев за плату, а в большинстве своем бесплатно предоставляют информацию о правовом режиме конкретного земельного участка (об охранных и санитарных зонах, красных линиях, о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, о содержании конкретных видов деятельности в рамках вида разрешенного использования земельного участка).

Подпункт 1 п. 1 комментируемой статьи отчасти воспроизводит положения ст. 19 Закона N 2395-1, согласно которой собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ.

Из содержания ст. 19 Закона N 2395-1 также следует, что собственник земельного участка не должен получать какие-либо разрешения у государственных органов или органов местного самоуправления. По этому вопросу изложил в 2008 г. свою позицию ВС РФ, принимая Определение по кассационной жалобе Правительства Республики Мордовия на решение Верховного суда Республики Мордовия от 4 июля 2008 года, которым удовлетворено заявление прокурора Республики Мордовия о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не порождающим правовых последствий Постановления правительства Республики Мордовия от 8 февраля 2008 года N 37 "О порядке добычи собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков общераспространенных полезных ископаемых в Республике Мордовия".

В соответствии со ст. 19 Закона N 2395-1 органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено лишь право установления порядка добычи указанными лицами общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, строительства подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.

Поскольку пункт 2 Порядка, устанавливающий необходимость получения разрешения Министерства природных ресурсов Республики Мордовия, признан судом противоречащим федеральному законодательству, остальные пункты Порядка, регламентирующие порядок получения разрешения, рассмотрения представленных для получения разрешения материалов, сроки действия, продления, аннулирования разрешения, и пункт 2 Постановления правительства Республики Мордовия от 8 февраля 2008 года N 37, которым внесено изменение в Положение о Министерстве природных ресурсов Республики Мордовия путем дополнения абзацем о том, что Министерство природных ресурсов Республики Мордовия "осуществляет выдачу разрешений на добычу общераспространенных полезных ископаемых", также признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими <426>.
--------------------------------
<426> Определение ВС РФ от 29.10.2008 по делу N 15-Г08-10 // .

Что касается прудов и обводненных карьеров в границах земельного участка, то согласно ч. 8 ст. 1 ВК РФ использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц. По смыслу ч. ч. 1, 2 и 4 ст. 11 ВК РФ договор на водопользование в подобных случаях с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления не заключается.

Обозначив пруд и обводненный карьер единственными объектами права региональной, муниципальной и, что безусловно актуально для современного этапа экономического развития нашего государства, частной собственности, законодатель не дает их определений. Между тем необходимость легальных дефиниций указанных понятий обусловлена особым правовым режимом пруда и обводненного карьера: эти водные объекты, являясь недвижимым имуществом, составляют часть земельного участка и неразрывно связаны с ним, они могут отчуждаться в соответствии с гражданским и земельным законодательством (ч. ч. 3 и 4 ст. 8 ВК РФ), т.е. быть объектами имущественных отношений. Кроме того, отсутствие определений данных понятий в законодательстве дает возможность их произвольного толкования, что может привести к незаконному отчуждению, в частности в собственность физических и юридических лиц, иных водных объектов, отличных от прудов и обводненных карьеров.

В ГОСТ 19179-73 "Гидрология суши. Термины и определения" находим два определения пруда: пруд - мелководное хранилище площадью не более 1 кв. км; пруд-копань - небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей.

В ГОСТ 19179-73 "Гидрология суши. Термины и определения", включающем обязательные для применения в документации всех видов, учебниках, учебных пособиях, технической и справочной литературе определения основных понятий в области гидрологии суши, термин "обводненный карьер" отсутствует. То есть водное законодательство фактически ввело совершенно новое понятие, не употребляемое в гидрологии, не дав ему определения и не обозначив его существенных признаков. В энциклопедиях, словарях и учебных пособиях находим лишь однотипные определения понятия "карьер". Согласно Горной энциклопедии карьер есть совокупность выемок в земной коре, образованных при добыче полезных ископаемых открытым способом. Обводненный карьер есть не что иное, как карьер, заполненный водой. Таким образом, обводненный карьер - искусственный водоем, представляющий собой выемку в земной коре, образованную при добыче полезных ископаемых открытым способом и заполненную водой <427>.
--------------------------------
<427> Стасюк Д.А. К вопросу о значимости определения понятий "пруд" и "обводненный карьер" в Водном кодексе Российской Федерации // Государство и право: теория и практика: Материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, март 2013 г.). Чита: Молодой ученый, 2013. С. 48 - 51.

Изложенная выше позиция об искусственном характере прудов и обводненных карьеров зафиксирована в одном из редких по рассматриваемому предмету судебных решений. В своем Постановлении от 30 октября 2007 г. ФАС СКО отметил, что из норм ст. ст. 5 и 8 ВК РФ следует, что пруды и обводненные карьеры представляют собой не природные (естественные), а искусственные водные объекты, причем исходя из ч. 4 ст. 8 ВК РФ объектом права собственности может быть только весь водный объект <428>.
--------------------------------
<428> Постановление ФАС СКО от 30.10.2007 по делу N Ф08-6668/07 // .

Среди перечисленных способов использования подп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК указывает на право возведения зданий, строений и сооружений. В этом вопросе норма подп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК является производной от правил ГК: собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам (ст. 263 ГК). Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК).

При применении комментируемой статьи необходимо учитывать принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

Требование соблюдения градостроительных регламентов в процессе строительства (возведения) жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений, сооружений является обязательным для всех собственников.

Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ч. 1 статьи 1 ГрК РФ).

Градостроительный регламент рассредоточен в правилах землепользования и застройки (ПЗиЗ) конкретного городского округа или поселения. Перечень территориальных зон в указанные правила включается в соответствии с п. 1 ст. 85 ЗК, а конкретный состав видов деятельности внутри каждой зоны приводится в соответствии с п. п. 5 - 12 этой же статьи <429>. Если гражданин или юридическое лицо возводит жилье, например, в г. Салехарде, то в соответствии с п. 1 ст. 29 ПЗиЗ г. Салехарда жилые зоны (код зоны 1 ЖЗ) предназначены для застройки многоквартирными многоэтажными жилыми домами, жилыми домами малой и средней этажности, индивидуальными жилыми домами. Объекты основного вида разрешенного использования должны занимать не менее 60% территории. До 40% территории допускается использовать для размещения объектов социально-бытового и культурно-досугового назначения, стоянок автомобильного транспорта, коммунальных объектов, для которых не требуется установление санитарно-защитных зон и деятельность которых не оказывает вредное воздействие на окружающую среду и население (шум, вибрация, магнитные поля, радиационное воздействие, загрязнение почв, воздуха, воды и иные вредные воздействия) (п. 5 ст. 29 ПЗиЗ г. Салехарда). Новое строительство на данной территории может быть осуществлено только в соответствии с основными видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом, в случае если до 40% территории используется не в соответствии с ее основным назначением (п. 7 ст. 29 ПЗиЗ г. Салехарда). Жилые здания с квартирами на первом этаже следует располагать, как правило, с отступом от красных линий (п. 11 ст. 29 ПЗиЗ г. Салехарда). Строительство индивидуальных гаражей предусматривается на обособленных территориях жилой зоны, преимущественно в составе гаражных объединений. Размеры гаражей должны соответствовать следующим параметрам: одноэтажные, ширина - 4,5 м, длина - 6 м, высота - не более 3 м (п. 17 ст. 29 ПЗиЗ г. Салехарда).
--------------------------------
<429> Статья 11 Правил землепользования и застройки города Ростова-на-Дону (утв. решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 17 июня 2008 г. N 405 "О принятии правил землепользования и застройки города Ростова-на-Дону) // (дата обращения: 13.01.2014); Перечень территориальных зон, утвержден решением Думы города Томска от 27 ноября 2007 года N 687 "О корректировке Генерального плана и об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск" (с изменениями на 15 октября 2013 года) // (дата обращения: 13.01.2014); ст. 19 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа (утв. решением Думы г. Владивостока от 7 апреля 2010 г. N 462) // ; ст. 36 Правил землепользования застройки города Якутска (утв. решением окружного Совета г. Якутска от 25.06.2007 N РОС-51-9 "Об утверждении правил землепользования застройки города Якутска") // (дата обращения: 13.01.2014); ст. 22 Правил землепользования и застройки города Салехарда (утв. решением Городской Думы муниципального образования г. Салехард от 16.04.2007 N 13) // .

Еще один пример, который уже имеет отношение к возведению производственных объектов. Согласно ст. 26 Правил землепользования и застройки города Иваново (утв. решением Ивановской городской Думы от 27 февраля 2008 г. N 694 <430>; далее - ПЗиЗ г. Иваново) в состав территориальных зон г. Иваново входит производственно-коммунальная зона ПК-3 - зона производственных объектов IV и V классов. В соответствии с п. 3 ст. 34 ПЗиЗ г. Иваново зона ПК-3 предназначена для создания правовых условий формирования и развития промышленно-коммунальных узлов IV и V классов; требуется организация санитарно-защитных зон радиусом 100 - 50 метров соответственно IV и V классов. Среди основных видов разрешенного использования - объекты складского назначения различного профиля; базы для хранения продукции и материалов; производственные базы жилищно-эксплуатационных служб; площадки транзитного транспорта с местами хранения автобусов, грузовиков, легковых автомобилей.
--------------------------------
<430> .

Параметры застройки.

1. Коэффициент застройки земельного участка - не более 65% от его площади.

2. Коэффициент озеленения земельного участка - не менее 15% от его площади.

3. Площадь территорий, предназначенных для хранения транспортных средств (для вспомогательных видов использования), - не более 15% от площади земельного участка.

4. Расстояние от красных линий улиц до линии застройки - не менее 6 метров.

5. Минимальный отступ от границ смежных земельных участков до объектов строительства - не менее 6 метров.

Реализуя свое право на возведение зданий, строений, сооружений, собственник земельного участка (или застройщик по его поручению) не может не учитывать требования санитарных норм и правил (СНиП). Так, например, реализуя свое право на застройку в соответствии с Законом N 66-ФЗ, гражданин обязан знать содержание СНиП 30-02-97* "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения" <431>. Согласно пункту 1.1* СНиП 30-02-97* его нормы и правила распространяются на проектирование застройки территорий садоводческих (дачных) объединений граждан (далее - садоводческое (дачное) объединение), зданий и сооружений, а также служат основой разработки территориальных строительных норм (ТСН) субъектов РФ. Пункт 6.4* СНиП 30-02-97* предусматривает, что на садовом (дачном) участке могут возводиться жилое строение (или дом), хозяйственные постройки и сооружения, в том числе постройки для содержания мелкого скота и птицы, теплицы и другие сооружения с утепленным грунтом, хозпостройка для хранения инвентаря, летняя кухня, баня (сауна), душ, навес или гараж для автомобиля.
--------------------------------
<431> Приняты и введены в действие с 1 апреля 2001 г. Постановлением Госстроя РФ от 10.09.1997 N 18-51 // (дата обращения: 13.01.2014).

Согласно п. п. 4.1 и 5.2 СП 53.13330.2011 организация территории садоводческого, дачного объединения осуществляется в соответствии с утвержденным органом местного самоуправления проектом планировки территории садоводческого, дачного объединения, являющимся юридическим документом, обязательным для исполнения всеми участниками освоения и застройки территории такого объединения, все изменения и отклонения от проекта должны быть утверждены органом местного самоуправления; территория садоводческого, дачного объединения должна быть соединена подъездной дорогой с автомобильной дорогой общего пользования.

В соответствии с ч. 4 ст. 36 ГрК действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки:

1) в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособления которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия;

2) в границах территорий общего пользования;

3) предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами;

4) предоставленные для добычи полезных ископаемых.

Применительно к территориям исторических поселений, достопримечательных мест, землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зонам с особыми условиями использования территорий градостроительные регламенты устанавливаются в соответствии с законодательством РФ (ч. 5 ст. 36 ГрК).

Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон (ч. 6 ст. 36 ГрК).

Подпункт 4 п. 1 ст. 40 ЗК предусматривает осуществление других прав на использование земельного участка, которые предусмотрены законодательством. В некоторых случаях законодательство субъектов РФ раскрывает содержание этих других прав. Так, в МО собственник земельного участка имеет право по своему усмотрению в его границах осуществлять строительство подземных сооружений (овощных, выгребных ям, котлованов и т.п.) без применения взрывных работ для своих нужд на глубину до пяти метров; устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения <432>.
--------------------------------
<432> Подпункты 2 и 3 п. 2 Порядка добычи собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков общераспространенных полезных ископаемых, строительства подземных сооружений для своих нужд, устройства и эксплуатации ими бытовых колодцев и скважин на территории Московской области (утв. Постановлением Правительства Московской области от 2 декабря 2009 г. N 1061/51).

Другой комментарий к Ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации

Содержание права собственности на земельный участок составляют права и обязанности собственника. В самом общем виде содержание права собственности на землю определяется в гражданском законодательстве, а затем конкретизируется и развивается в земельном законодательстве.

Как предусматривает ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Содержание указанных правомочий собственника применительно к земельному участку сводится к следующему. Суть правомочия владения заключается в праве собственника фактически (физически) обладать принадлежащим ему земельным участком. Правомочие пользования состоит в праве извлекать и присваивать полезные свойства земельного участка. Путем реализации правомочия распоряжения собственник имеет возможность определять юридическую судьбу земельного участка, т.е. продать его, сдать в аренду и т.д.

Следует отметить, что содержание права собственности на земельный участок вовсе не исчерпывается указанной триадой полномочий собственника. Отнюдь не все права собственников земельных участков, предусмотренные в законодательстве, однозначно корреспондируют этим трем правомочиям. Характер прав частных земельных собственников таков, что нередко затруднительно четко определить, какое право связано с правомочиями владения или пользования. Более того, собственники земельных участков обладают также и такими правами, которые не связаны прямо с указанными правомочиями. Конкретное содержание правомочий собственника земельного участка закрепляется в земельном, водном, горном и иных отраслях законодательства.

Прежде всего следует выделить право собственника контролировать доступ на свой земельный участок. Это право установлено в ст. 262 ГК РФ. Так, граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

Действующее законодательство определяет основания ограничения указанного права, как правило, в публичных интересах, порядок возмещения ущерба, причиненного собственнику в результате доступа на его земельный участок, и т.д. Так, например, в соответствии с Правилами охраны линий и сооружений связи Российской Федерации (п. 39) юридические и физические лица, ведущие хозяйственную деятельность на земельных участках, по которым проходят линии связи и линии радиофикации, обязаны обеспечивать техническому персоналу беспрепятственный доступ к этим линиям для работ на них.

Основным средством реализации права контролировать доступ на земельный участок является огораживание участка путем возведения забора по его границам. Забор - один из типов закрепления на местности границ земельного участка, и он признается линейным сооружением (п. 4.1 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 8 апреля 1996 г.).

Собственник земельного участка обладает естественными правами на природные объекты, находящиеся на земельном участке. В одних случаях речь идет о праве пользования природным объектом, в других - о праве собственности на соответствующие природные объекты. Эти права называются естественными, поскольку обеспечивают удовлетворение насущных потребностей собственника земельного участка. Примером тому могут служить использование подземных вод для питьевых нужд или недр для сооружения погреба и т.п.

Комментируемая статья закрепляет право собственника земельного участка использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые*(11), пресные подземные воды.

Законодательство о недрах регулирует порядок добычи не только общераспространенных полезных ископаемых, но и порядок пользования недрами для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также добычи пресных подземных вод. Согласно ст. 19 Закона РФ "О недрах" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 м, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ.

Закон РФ "О недрах" связывает указанные виды деятельности с соблюдением ряда условий. Так, добыча общераспространенных полезных ископаемых возможна только в границах земельных участков, без применения взрывных работ; общераспространенные полезные ископаемые не должны числиться на государственном балансе и их добыча должна вестись только для своих нужд. Подземные сооружения должны быть расположены на глубине до 5 м и использоваться для своих нужд. Забор подземных вод для своих нужд допускается посредством устройства бытовых колодцев и скважин только на первый водоносный горизонт, который не является источником централизованного водоснабжения.

Статья 5 ВдК определяет понятие "подземные водные объекты". К ним относятся бассейны подземных вод и водоносные горизонты. Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.

В комментируемой статье закреплено право собственника земельного участка использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке пруды и обводненные карьеры.

Согласно ч. 5 ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии.

Статья 8 ВдК предусматривает, что пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности физическому или юридическому лицу, находятся в собственности этих лиц, если иное не установлено федеральными законами. Право собственности на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на участок, в границах которого расположены такие водные объекты.

Пруд, обводненный карьер могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Однако не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.

Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено Законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц (ст. 261 ГК РФ). Это означает, что собственник имеет право на использование воздушного пространства, иначе говоря, право на воздушный столб над участком.

Понятие "воздушное пространство" используется в ВзК. Согласно ст. 1 ВзК под воздушным пространством РФ понимается воздушное пространство над территорией РФ, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.

Использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и т.п.), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения. Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства (ст. 11 ВзК). Таким образом, собственника земельного участка, на котором расположено высотное сооружение, законодатель признает в качестве пользователя воздушного пространства. Во всех иных случаях собственники земельных участков, на которых находятся здания и сооружения, в качестве таковых не рассматриваются.

Собственник земельного участка имеет право собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование.

Собственник участка имеет право собственности на расположенные на земельном участке растения. Пункт 2 ст. 261 ГК РФ гласит, что, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется и на находящиеся на нем растения.

Комментируемая статья закрепляет право собственников земельных участков возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения. Статья 263 ГК РФ предусматривает, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, перестраивать их или сносить, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ). Все это означает, что собственник земельного участка имеет право на возведение объектов недвижимости на нем, в том числе сооружений, не являющихся недвижимым имуществом (право застройки).

Данное право может быть реализовано с учетом целевого назначения земель, т.е. в зависимости от того, к какой категории они отнесены и разрешенного использования земельного участка. Право собственника земельного участка на застройку земельного участка, закрепленное в ст. 263 ГК РФ, может быть реализовано на основании получения разрешения на строительство. Порядок застройки земельных участков регулируется законодательством о градостроительстве, которое устанавливает специальные требования и условия такой деятельности исходя из публичных интересов.

Согласно комментируемой статье собственник земельного участка вправе проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.

Порядок проведения работ по мелиорации земель регулируется Федеральным законом "О мелиорации земель". Для проведения мелиорации требуется наличие соответствующего проекта. В соответствии со ст. 25 названного Закона мелиорация земель проводится на основе проектов, разработанных в соответствии с технико-экономическими обоснованиями и учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные стандарты, нормы и правила. В названном Законе определен порядок использования земель для мелиоративных мероприятий. После завершения мелиоративных работ объекты мелиорации подлежат приемке в эксплуатацию.

Собственник земельного участка имеет право на внутреннюю организацию территории своего участка, которое включает право раздела земельного участка. Собственники земельных участков имеют право на образование земельных участков в порядке, установленном гл. I.1 ЗК РФ.

Характеристика прав собственников земельных участков будет неполной, если не коснуться вопроса о праве доступа собственника на свой собственный участок. Прямо такого права законодательно не закреплено. Право доступа на свой участок существует только в том случае, если реально к уже существующему земельному участку есть подход, проезд или подъезд. В иных ситуациях этот вопрос решается путем установления сервитута. Существующие проезд и проход к земельному участку являются его неотъемлемой частью. В соответствии с Положением о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. N 105, в границы земельного участка включаются все объекты, входящие в состав недвижимого имущества, подъезды и проходы к ним (п. 4).

Согласно ч. 4 ст. 41 ГрК РФ обязательным условием разделения земельного участка на несколько участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку.

В соответствии с Методическими рекомендациями по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденными Росземкадастром 17 февраля 2003 г., земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом - в виде прохода (шириной не менее 1 м) или проезда (шириной не менее 3,5 м). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом. Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута.

Согласно Методическим рекомендациям по составлению проектов территориального землеустройства в случае перераспределения сельскохозяйственных угодий, используемых сельскохозяйственными организациями и (или) находящихся в общей долевой собственности, утвержденным Росземкадастром 26 января 2004 г., при разделе массивов сельскохозяйственных угодий на земельные участки необходимо учитывать наличие проезда к каждому земельному участку.