Новая редакция Ст. 87 ЗК РФ
1. Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.
2. Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:
1) земли промышленности;
2) земли энергетики;
3) земли транспорта;
4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
5) земли для обеспечения космической деятельности;
6) земли обороны и безопасности;
7) земли иного специального назначения.
Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 - 93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий.
3. В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ.
4. Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
5 - 5.3. Утратили силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ.
6. Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 24 настоящего Кодекса могут предоставляться в безвозмездное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования.
Комментарий к Статье 87 ЗК РФ
Глава XVI ЗК осуществляет правовое регулирование земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Статья 87 ЗК определяет состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
В соответствии с п. 1 комментируемой статьи землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Перечень земель специального назначения не является закрытым. Содержание понятия "земли иного специального назначения" в законодательстве не раскрыто. Вероятно, сюда можно отнести земельные участки, используемые для захоронения ядерных и иных отходов, рекреационные земли, земельные участки, выделяемые для развития производственной или иной деятельности новых отраслей промышленности.
Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:
1) земли промышленности;
2) земли энергетики;
3) земли транспорта;
4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
5) земли для обеспечения космической деятельности;
6) земли обороны и безопасности;
7) земли иного специального назначения.
Особенности правового режима этих земель устанавливаются ст. ст. 88 - 93 ЗК.
Согласно п. 3 комментируемой статьи в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Режим использования охранных зон, их площадь устанавливаются как нормативными правовыми актами, регулирующими соответствующий вид хозяйственной или иной деятельности, так и специальными нормативными актами, определяющими порядок установления и эксплуатации того или иного вида. В целом правовой режим охранных зон не может быть сведен только к ограничению прав на земельные участки и недвижимость. По сути, это совершенно особый способ взаимодействия владельцев соседних земельных участков, населения, органов государственной власти и местного самоуправления для достижения одной или нескольких связанных целей. Цели эти определены законодательно и обеспечивают как публичные, так и частные интересы. Общее назначение охранных зон - защита окружающей среды и конкретных объектов от негативного воздействия. Это достигается тем, что между объектами, способными оказать вредное воздействие, или, наоборот, объектами, которые необходимо оградить от такого воздействия, устанавливается определенный пространственный барьер, площадь и режим которого зависят от назначения объекта, ради которого зона создается. Охранные зоны как особый режим защиты имеют свою нишу: режим зон дает более или менее приемлемую возможность соседства на одной территории трудно совместимых видов деятельности. Причем такое соседство нередко имеет вынужденный характер <679>.
--------------------------------
<679> Комментарий к ЗК / Под ред. С.Н. Волкова, Ю.Г. Жарикова.
Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью (п. 4 комментируемой статьи). Эти земли могут находиться и в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности. Земли, занятые такими объектами, находятся в публичной собственности.
Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено ЗК, определяется:
1) Правительством Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности;
2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
3) органами местного самоуправления в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности.
В настоящее время на федеральном уровне порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения регулируется целым массивом подзаконных нормативных правовых актов. К таким документам можно отнести:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 1995 года N 578 "Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации" <680>;
--------------------------------
<680> СЗ РФ. 1995. N 25. Ст. 2396.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года N 878 "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей" <681>;
--------------------------------
<681> СЗ РФ. 2000. N 48. Ст. 4694.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2003 года N 486 "Об утверждении Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети" <682>;
--------------------------------
<682> СЗ РФ. 2003. N 33. Ст. 3276.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 года N 264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" <683>;
--------------------------------
<683> СЗ РФ. 2006. N 19. Ст. 2086.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 года N 611 "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог" <684>;
--------------------------------
<684> СЗ РФ. 2006. N 42. Ст. 4385.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" <685>.
--------------------------------
<685> СЗ РФ. 2009. N 10. Ст. 1220.
Пункт 6 комментируемой статьи предусматривает возможность предоставления земель промышленности и иного специального назначения в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования. Предоставление таких земель осуществляется в соответствии со ст. 24 ЗК.
Другой комментарий к Ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации
1. Согласно комментируемой статье земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения составляют самостоятельную категорию. Эти земли имеют разное по своему характеру целевое назначение. Однако общим признаком, который позволяет объединить их в рамках одной категории, является то, что они используются или предназначены для специальных целей и для размещения и эксплуатации хозяйственных и иных объектов недвижимости. Эти земли используются главным образом для несельскохозяйственных целей, т.е. как пространственный территориальный базис. Другим критерием, с помощью которого определяются эти земли, является их нахождение за пределами границы населенных пунктов.
Видами земель рассматриваемой категории являются земли промышленности; энергетики; транспорта; связи, радиовещания, телевидения, информатики; для обеспечения космической деятельности; для обеспечения обороны и безопасности; иного специального назначения. В свою очередь, некоторые из видов этих земель могут подразделяться на соответствующие подвиды. Так, земли транспорта делятся на земли автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и т.д.
Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы РФ, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью (п. 4 комментируемой статьи). Эти земли могут находиться и в собственности субъектов РФ, муниципальной собственности. Земли, занятые такими объектами, находятся в публичной собственности.
Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории в зависимости от того, в чьей собственности они находятся, определяется Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Некоторые виды земель данной категории могут находиться и в частной собственности, использоваться на иных титулах.
Особенностью правового режима данной категории земель является установление различных видов зон с особыми условиями использования земель. В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Установление зон с особыми условиями использования земель дает возможность не изымать эти земли и предоставлять земельные участки для несельскохозяйственных специальных целей, имеющие минимальные размеры. Земельные участки, на которых устанавливаются зоны, у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются. В их пределах вводится особый режим использования земель, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон. Зоны устанавливаются на основании соответствующих нормативных правовых актов решениями соответствующих органов при предоставлении земель.
Отличительной чертой правового регулирования использования данной категории земель является то, что правовой режим этих земель, а также смежных с ними земельных участков, включенных в состав зон с особыми условиями использования земель, подчинен режиму эксплуатации хозяйственных и иных объектов. Земельные участки, в отношении которых установлен режим зон с особыми условиями использования земель, в одних случаях включаются в состав земель промышленности и иного специального назначения, в других случаях нет.
Обычно земельные участки включаются в состав данной категории земель в результате их изъятия для государственных или муниципальных нужд и последующего предоставления соответствующим лицам. Поэтому в подп. 2 п. 1 ст. 49 ЗК РФ специально определяются условия, при которых допускается такое изъятие земельных участков. Это случаи размещения объектов федеральных энергетических систем, энергетических систем регионального значения; использования атомной энергии; обороны и безопасности и др.
Одновременно с этим в земельном законодательстве устанавливаются определенные ограничения на изъятие земель для использования их в указанных целях.
Особенностью правового режима земель промышленности и иного специального назначения является строгое нормирование размеров земельных участков, предоставляемых для использования их в специальных целях. Согласно ст. 33 ЗК РФ размеры земельных участков для несельскохозяйственных целей устанавливаются по утвержденным в установленном порядке нормам отвода земель для этих видов деятельности либо в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. В случае если таких норм не установлено, то площадь земельного участка, необходимого для обслуживания объекта, определяется в проекте его строительства.
Указанное обстоятельство обусловливает основной способ определения видов разрешенного использования земельных участков в составе данной категории земель. Виды разрешенного использования земельных участков определяются при их предоставлении для строительства, т.е. для размещения промышленных объектов, объектов энергетики, транспорта, связи и т.д.
Площадь предоставляемых земельных участков нормируется, и она обычно является минимально необходимой для того, чтобы обеспечить нормальное функционирование соответствующего хозяйственного объекта. Поэтому эти земли, как правило, используются строго в соответствии с целевым назначением. Тем не менее в отдельных случаях допускается использование этих земель и в иных целях, например для ведения сельского или лесного хозяйства. Так, земли обороны могут использоваться в сельскохозяйственных и лесохозяйственных целях (п. 5 ст. 93 ЗК РФ). Согласно п. 6 комментируемой статьи земли промышленности и иного специального назначения могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования, в том числе в качестве служебных земельных наделов. Разрешенное использование земельного участка - использование его в качестве служебного земельного надела определяется решением организации, которая предоставляет надел.
Особенность правового режима этих земель заключается также и в том, что в законодательстве определяются особые требования, касающиеся выбора мест размещения хозяйственных и иных объектов, порядка использования предоставленного земельного участка. Характер этих требований зависит от назначения указанных объектов.
Кроме того, требуется согласовывать места размещения различных объектов на земельных участках, близко расположенных к землям данной категории (например, в районе аэродрома) или в случаях пересечения разных линейных объектов (например, трубопровода и автомобильной либо железной дороги), эксплуатация которых может создать определенные неудобства, помехи или опасность.
Статья 9 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" предусматривает, что перевод земель промышленности и иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется без ограничений. Однако перевод этих земель, которые нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу (в том числе подземными), в другую категорию допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Перевод земель промышленности и иного специального назначения, на которых осуществлялась связанная с нарушением почвенного слоя деятельность, в другую категорию допускается только после восстановления нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, за исключением случаев, если такой перевод осуществляется по ходатайству исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
2. К землям иного специального назначения относятся, например, земельные участки, предоставленные для использования их государственной наблюдательной сетью. Права собственников, владельцев, землепользователей и арендаторов могут быть ограничены в интересах охраны государственной наблюдательной сети (ст. 13 Федерального закона "О гидрометеорологической службе"). Государственная наблюдательная сеть, в том числе отведенные под нее земельные участки и части акваторий, относится исключительно к федеральной собственности и находится под охраной государства.
Организация деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения осуществляются в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ; прекращение деятельности указанных пунктов наблюдений осуществляется исключительно в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях. В целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений в порядке, определенном Правительством РФ, создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность.
В Положении о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением установлен порядок создания охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, входящих в государственную наблюдательную сеть, относящуюся исключительно к федеральной собственности и находящуюся под охраной государства.
Под стационарным пунктом наблюдений понимается комплекс, включающий в себя земельный участок или часть акватории с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей природной среды, ее загрязнения.
В целях получения достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений (кроме метеорологического оборудования, устанавливаемого на аэродромах) создаются охранные зоны в виде земельных участков и частей акваторий, ограниченных на плане местности замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстоянии, как правило, 200 м во все стороны. Размеры и границы охранных зон стационарных пунктов наблюдений определяются в зависимости от рельефа местности и других условий. Размеры и границы охранных зон стационарных пунктов наблюдений, размещенных на территории портов, определяются по согласованию с администрацией портов, с тем чтобы не создавать помехи производственной деятельности, и с учетом перспектив развития портовых комплексов и объектов инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта.
Предоставление (изъятие) земельных участков и частей акваторий под охранные зоны стационарных пунктов наблюдений производится в соответствии с земельным, водным и лесным законодательством РФ на основании схем размещения указанных пунктов, утвержденных Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, и по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ. В пределах охранных зон стационарных пунктов наблюдений устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении.
На земельные участки, через которые осуществляется проход или проезд к стационарным пунктам наблюдений, входящим в государственную наблюдательную сеть, могут быть установлены сервитуты в порядке, определенном законодательством РФ.