Перейти к основному содержанию

Статья 97 ЗК РФ. Земли природоохранного назначения

Новая редакция Ст. 97 ЗК РФ

1. К землям природоохранного назначения относятся земли:

1) утратил силу;

2) утратил силу;

3) занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий);

4) утратил силу;

5) иные земли, выполняющие природоохранные функции.

2. На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны этих земель в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

3. Юридические лица, в интересах которых выделяются земельные участки с особыми условиями использования, обязаны обозначить их границы специальными информационными знаками.

4. В пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

5. В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами о коренных малочисленных народах, могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Порядок природопользования на указанных территориях устанавливается федеральными законами, их границы определяются Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Статье 97 ЗК РФ

Согласно ст. 97 ЗК к землям природоохранного назначения, в частности, относятся земли, занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых территорий). Иные земли, выполняющие природоохранные функции, также могут быть отнесены к рассматриваемой категории земель. До 1 января 2014 года к рассматриваемой категории земель относились также земли запретных и нерестоохранных полос. На момент принятия ЗК в действующем тогда ЛК РФ <725> 1997 года к лесам первой группы (т.е. лесам, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также лесам особо охраняемых природных территорий) относились запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб, в то время как в первоначальной редакции действующий ЛК РФ 2006 года таких понятий не содержал и лишь в 2008 году ч. 2 ст. 102 ЛК РФ была дополнена п. "з" (запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов) и п. "и" (нерестоохранные полосы лесов). Таким образом, п. 1 ст. 97 был приведен в соответствие с ч. 2 ст. 102 ЛК РФ, которая определяет категории защитных лесов.
--------------------------------
<725> Лесной кодекс РФ от 29.01.1997 N 22-ФЗ // СЗ РФ. 1997. N 5. Ст. 610 (утратил силу).

В пределах земель природоохранного назначения ограничивается (или вовсе запрещается) деятельность, которая несовместима с основным назначением земель. Традиционно по данному вопросу возникает много споров, доходящих до ВАС РФ. Одно из последних дел по этому вопросу было рассмотрено ВАС РФ в 2011 году <726>.
--------------------------------
<726> Определение ВАС РФ от 19.08.2011 N ВАС-10732/11 по делу N А43-17015/2010-1-482 // .

В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и этнических общностей могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 7 мая 2001 года N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ", под территориями традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ понимаются особо охраняемые природные территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Традиционное природопользование коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ представляет собой исторически сложившиеся и обеспечивающие неистощительное природопользование способы использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

Территории традиционного природопользования могут иметь федеральное, региональное или местное значение, в соответствии с которым устанавливаются особенности правового режима этих территорий. Границы территорий традиционного природопользования различных видов утверждаются соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Правовой режим территорий традиционного природопользования устанавливается положениями о территориях традиционного природопользования, утвержденными соответственно уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления с обязательным участием лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.

Другой комментарий к Ст. 97 Земельного кодекса Российской Федерации

К землям природоохранного назначения комментируемая статья относит земли запретных и нерестоохранных полос; занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий); иные земли, выполняющие природоохранные функции.

На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны этих земель в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Юридические лица, в интересах которых выделяются земельные участки с особыми условиями использования, обязаны обозначить их границы специальными информационными знаками.

В действующем законодательстве правовой режим земель запретных и нерестоохранных полос не определен. Однако ст. 48 и 49 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" предусматривают установление рыбоохранных зон и рыбохозяйственных заповедных зон. Так, в целях сохранения условий для воспроизводства водных биоресурсов устанавливаются рыбоохранные зоны, на территориях которых вводятся ограничения хозяйственной и иной деятельности. Рыбоохранной зоной является территория, которая прилегает к акватории водного объекта рыбохозяйственного значения и на которой устанавливается особый режим осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Правила установления рыбоохранных зон утверждены постановлением Правительства РФ от 6 октября 2008 г. N 743. Рыбоохранные зоны и их границы устанавливаются Федеральным агентством по рыболовству в целях сохранения условий для воспроизводства водных биологических ресурсов. Ширина рыбоохранной зоны рек и ручьев устанавливается от их истока до устья и составляет для рек и ручьев протяженностью: до 10 км - 50 м; от 10 до 50 км - 100 м; от 50 км и более - 200 м.

Водные объекты рыбохозяйственного значения или их участки, имеющие важное значение для сохранения водных биоресурсов ценных видов, могут быть объявлены рыбохозяйственными заповедными зонами. Рыбохозяйственной заповедной зоной является водный объект или его часть с прилегающей к ним территорией, на которых устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности в целях сохранения водных биоресурсов и создания условий для развития рыбоводства и рыболовства.

В рыбохозяйственных заповедных зонах хозяйственная и иная деятельность может быть запрещена полностью или частично либо постоянно или временно. Правила образования рыбохозяйственных заповедных зон утверждены постановлением Правительства РФ от 12 августа 2008 г. N 603. Размер, границы и необходимость установления рыбохозяйственных заповедных зон, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нагула, зимовки, нереста и размножения водных биологических ресурсов), а также особый режим хозяйственной и иной деятельности в них определяются с учетом ценности и состава водных биологических ресурсов, их рыбопромыслового значения, в том числе для обеспечения жизнедеятельности населения, а также с использованием результатов проведения государственного мониторинга водных биологических ресурсов и научных исследований, касающихся водных биологических ресурсов. Критерии и порядок подготовки биологических обоснований устанавливаются Федеральным агентством по рыболовству.

Наиболее полно урегулирован правовой режим земель, занятых защитными лесами (см. комментарий к ст. 101 ЗК РФ).

К лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, согласно ст. 103 ЛК РФ относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях. В лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников, запрещается проведение рубок лесных насаждений на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы. На иных участках, если это не противоречит правовому режиму особой охраны территорий государственных природных заповедников, допускается проведение выборочных рубок лесных насаждений в целях обеспечения функционирования государственных природных заповедников и жизнедеятельности проживающих в их пределах граждан. В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий.

Особенности проведения выборочных рубок лесных насаждений и в установленных федеральными законами случаях сплошных рубок лесных насаждений определяются положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях. В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, за исключением территорий биосферных полигонов, запрещается использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях.

Согласно ст. 104 ЛК РФ в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещаются проведение сплошных рубок лесных насаждений, использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях.

В лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, по общему правилу запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений. Выборочные рубки лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, проводятся только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений.

Согласно ст. 102 ЛК РФ зеленые зоны относятся к защитным лесам. В зеленых зонах выборочные рубки лесных насаждений допускаются в порядке, предусмотренном Правительством РФ. В зеленых зонах запрещается использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях; ведение охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства; разработка месторождений полезных ископаемых; размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, линий связи и электропередачи, подземных трубопроводов (ст. 105 ЛК РФ).

Согласно Правилам лесовосстановления, утвержденным приказом МПР России от 16 июля 2007 г. N 183, комбинированное лесовосстановление под пологом лесных насаждений проводится в основном в зеленых зонах в целях повышения санитарно-гигиенических функций, в противоэрозионных и других защитных лесах. Комбинированное восстановление лесов осуществляется за счет сочетания естественного и искусственного лесовосстановления. Естественное восстановление лесов осуществляется за счет мер содействия лесовосстановлению: путем сохранения подроста лесных древесных пород при проведении рубок лесных насаждений, минерализации почвы, огораживании и т.п. (содействие естественному лесовосстановлению). Искусственное восстановление лесов осуществляется путем создания лесных культур: посадки сеянцев, саженцев, черенков или посева семян лесных растений.

Правила ухода за лесами, утвержденные приказом МПР России от 16 июля 2007 г. N 185, предусматривают, что при уходе за лесами осуществляются рубки лесных насаждений любого возраста, направленные на улучшение породного состава и качества лесов, повышение их устойчивости к негативным воздействиям. Осуществляются рубки осветления, прочистки, прореживания, обновления, переформирования, формирования ландшафта, а также проходные рубки. Технология проведения рубок ухода за лесами должна обеспечивать проведение работ с минимальным повреждением деревьев, оставляемых для выращивания.

Согласно Правилам охраны линий и сооружений связи Российской Федерации в зеленых зонах вокруг городов и населенных пунктов прокладка просек должна производиться таким образом, чтобы состоянию насаждений наносился наименьший ущерб и предотвращалась утрата ими защитных свойств. На просеках не должны вырубаться кустарник и молодняк (кроме просек для кабельных линий связи), корчеваться пни на рыхлых почвах, крутых (свыше 15 градусов) склонах и в местах, подверженных размыву.