Перейти к основному содержанию

Статья 86 ЗК РФ. Пригородные зоны

Новая редакция Ст. 86 ЗК РФ

Утратила силу с 1 марта 2015 г.

Комментарий к Статье 86 ЗК РФ

Статья 86 ЗК определяет правовой статус пригородных зон. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи в состав пригородных включаются земли, находящиеся за границами населенных пунктов, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений.

Вопрос о необходимости совместного планирования использования территории города и прилегающих к его границам земель начал обсуждаться в научной литературе еще в середине прошлого века. Это связано как с объективными процессами урбанизации, так и с возникновением ряда весьма важных градостроительных проблем, решение которых требует формирования пригородной зоны, освоения значительных территорий, окружающих город, без изменения его границ. При этом в основе формирования пригородной зоны находятся интересы развития не только города как такового, но и прилегающих территорий. Проектирование и последующее формирование города и пригородной зоны следует рассматривать как единый процесс <675>. По этой причине в перечень материалов технико-экономических основ каждого города долгое время входила специальная схема, отображающая его расположение, место в системе расселения, функциональные связи с другими поселениями, земли под основными видами транспорта, лесными массивами, инженерными сооружениями.
--------------------------------
<675> Пригородные зоны крупных городов / В.А. Каменский, М.Е. Вайтенс и др. Л., 1963. С. 6 - 7.

Выделение пригородной зоны особенно актуально для мегаполисов. В этом случае особенно важно согласовать перспективы развития города и окружающих его муниципальных образований. Поэтому в последние годы законодательство о пригородной зоне принимается не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Российской Федерации <676>.
--------------------------------
<676> Комментарий к ЗК / Под ред. С.Н. Волкова, Ю.Г. Жарикова.

Подобным примером служит Закон Нижегородской области от 5 декабря 2008 года N 172-З "О пригородных зонах городов в Нижегородской области" <677> (далее - Закон НО).
--------------------------------
<677> Нижегородские новости. 13.12.2008. N 231.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона НО под пригородной зоной понимается территория, находящаяся за пределами границы города, входящая в состав территории данного муниципального образования и не входящая в состав территорий иных поселений, выполняющая функции в соответствии с назначением выделяемых в составе пригородной зоны территорий сельскохозяйственного производства, зон отдыха населения, резервных земель для развития города, а также зеленых зон, с утвержденными границей и правовым режимом.

В состав пригородных зон могут включаться земли, находящиеся за пределами границ городов, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений.

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи в Закон НО включено положение о том, что в пригородных зонах выделяются территории сельскохозяйственного производства, зоны отдыха населения, резервные земли для развития города. Кроме этого, в составе пригородных зон выделяются зеленые зоны, которые выполняют санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции и в границах которых запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на окружающую среду.

Границы пригородных зон утверждаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации.

Границы пригородных зон подлежат изменению с учетом единства социальной, природной и хозяйственной территории города и пригородных зон, обеспечения потребностей населения города в продукции сельскохозяйственного производства (территории сельскохозяйственного производства), в отдыхе (зоны отдыха населения), перспективы развития города (резервные земли для развития города), обеспечения санитарных, санитарно-гигиенических и рекреационных функций (зеленые зоны), лесистости прилегающих территорий, состояния атмосферного воздуха и иных условий.

Утверждение границ пригородных зон осуществляется в виде описания границ с приложением карт (схем) пригородных зон. При этом на картах (схемах) пригородных зон отображаются границы:

- пригородной зоны;

- муниципальных образований, имеющих общие границы с пригородной зоной;

- населенных пунктов, имеющих общие границы с пригородной зоной;

- территорий сельскохозяйственного производства;

- зон отдыха населения;

- резервных земель для развития города;

- зеленых зон.

Границы пригородных зон отражаются в схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, документах территориального планирования муниципальных образований, в иной градостроительной документации, а также в схемах планируемого развития и размещения особо охраняемых природных территорий областного значения, в проектах землеустройства и лесоустройства в соответствии с ЗК, ГрК, ЛК РФ, ВК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Особый порядок утверждения и изменения границ природных зон земельным законодательством предусмотрен для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга: в соответствии с п. 4 комментируемой статьи границы и правовой режим их пригородных зон утверждается и изменяется федеральными законами.

Данное положение предполагает особую правовую конструкцию определения границ и правового режима пригородных зон городов федерального значения, состоящую из двух этапов: разработки правового режима пригородных зон и определения их границ законом субъекта Российской Федерации и их последующего утверждения и изменения на основании федерального закона. С одной стороны, наличие подобной правовой конструкции позволяет установить более стабильный правовой режим пригородных зон городов федерального значения, с другой стороны, данная конструкция делает весьма длительной процедуру изменения такого правового режима <678>.
--------------------------------
<678> Умеренко Ю.А. Особенности правового регулирования земельных отношений в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на федеральном уровне // Современное право. 2012. N 4; .

Наличие данного положения в земельном законодательстве продиктовано случаями совпадения пригородных зон городов федерального значения с границами соседних субъектов Российской Федерации: Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области и, таким образом, призвано обеспечивать их интересы.

Другой комментарий к Ст. 86 Земельного кодекса Российской Федерации

Пригородными зонами могут быть признаны земли, которые находятся за границами населенных пунктов, составляют с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входят в состав земель иных поселений. Закреплена внутренняя структура земель пригородных зон. В составе этих зон могут выделяться территории сельскохозяйственного производства, зоны отдыха населения, резервные земли для развития города.