Перейти к основному содержанию

Статья 30.1 ЗК РФ. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Новая редакция Ст. 30.1 ЗК РФ

Утратила силу с 1 марта 2015 г.

Комментарий к Статье 30.1 ЗК РФ

Комментируемая статья, являясь, по сути, продолжением ст. 30 ЗК, устанавливает дополнительные правила для случаев предоставления земельных участков для жилищного строительства. Это означает, что часть положений ст. 30 ЗК на отношения, которые регулируются ст. 30.1, не распространяются. Среди таких положений - правила п. п. 2, 2.1, 2.2, 2.3, 3 ст. 30. И напротив, п. 4 (порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта) а также п. п. 6 - 11 ст. 30 распространяются (с учетом особенностей предмета регулирования) и на ст. 30.1. По этой причине п. 3 комментируемой статьи посвящен процедурным вопросам только применительно к случаю обращения гражданина с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, то есть частному проявлению.

Пункт 1 ст. 30.1 предусматривает виды права, на основании которых предоставляются такие земельные участки - собственность или аренда. Исключение составляют случаи предоставления земельных участков в безвозмездное срочное пользование для целей строительства объекта недвижимости в соответствии с государственным или муниципальным контрактом, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости (подп. 5 п. 1 ст. 24 ЗК), а также предоставление земельных участков жилищно-строительным кооперативам в случаях, предусмотренных федеральным законом (подп. 5.1 ст. 24 ЗК)

Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает продажу земельных участков или права на заключение договоров аренды на аукционах, которые организуются и проводятся по правилам ст. ст. 38 и 38.1 ЗК в соответствии с Правилами, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 808. Исключениями из установленного правила являются случаи предоставления земельных участков в безвозмездное срочное пользование жилищно-строительным кооперативам для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии и если, а также признание аукциона несостоявшимся (в аукционе участвовали менее двух участников).

Пункт 3 ст. 30.1 ЗК посвящен процедуре предоставления земельного участка в аренду для случаев обращения граждан в публичное образование. Хотя из содержания п. 3 ст. 30.1 ЗК не совсем ясно, идет ли в нем речь об уже образованном земельном участке или же земельном участке, который предстоит еще образовать из земель, учитывая взаимосвязь комментируемого пункта и п. 4 ст. 30 ЗК, нам представляется, что в комментируемом пункте все же имеется в виду ситуация, когда орган государственной власти или орган местного самоуправления публикует объявление в средстве массовой информации о возможности предоставления уже образованного земельного участка.

Пункт 3 ст. 30.1 ЗК предоставляет публичному образованию два варианта действий после получения от гражданина заявления о предоставлении земельного участка в аренду - организовать и провести аукцион или же опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка. Право выбора одного из двух вариантов связано с положениями п. п. 1.1 и 1.2 ст. 30 ЗК, согласно которым органы государственной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в их собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

Важным является вопрос о предварительном получении гражданином информации о наличии земельных участков, которые могут быть предоставлены в аренду. Органы местного самоуправления разрабатывают специальные регламенты по предоставлению соответствующей бесплатной муниципальной услуги. Например, в Суздальском районе ВО утвержден Административный регламент администрации Суздальского района по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление информации о земельных участках, находящихся в государственной (не разграниченной) или муниципальной собственности муниципального образования Суздальский район и предназначенных для сдачи в аренду" <280>. Согласно его п. 3.1.1 предоставление информации о земельных участках, находящихся в государственной (не разграниченной) или муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду, включает в себя следующие административные процедуры:
--------------------------------
<280> Утвержден Постановлением главы Суздальского района Владимирской области от 04.09.2012 N 1729 "Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление информации о земельных участках, находящихся в государственной (не разграниченной) или муниципальной собственности муниципального образования Суздальский район и предназначенных для сдачи в аренду" // [Электронный ресурс] (дата обращения: 04.01.2014).

- предоставление информации при письменном или электронном обращении заявителя;

- предоставление информации при личном устном обращении заявителя;

- предоставление информации при публичном информировании.

Чаще всего гражданин обращается с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду после публикации в официальном печатном издании субъекта РФ или органа местного самоуправления, а также на официальном сайте. В таких публикациях сообщается о возможности предоставления в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства и указывается адрес (кабинет), телефоны, по которым заявитель может обратиться.

Другой комментарий к Ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации

1. Процедура предоставления земельных участков для жилищного строительства, предусмотренная комментируемой статьей, применяется в тех случаях, когда предполагается использовать земельный участок именно для целей жилищного, а не какого-либо иного строительства. В связи с этим большое значение имеет содержание ряда понятий, с помощью которых возможно определить случаи, когда предполагается использовать земельный участок для жилищного строительства.

В статье 1 ГрК РФ приводится определение понятия "строительство": создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства). Объекты капитального строительства определяются как здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Застройщиком признается физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Согласно ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Статья 16 ЖК РФ жилым домом признает индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Квартира представляет собой структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Жилое помещение предназначено для проживания граждан.

В ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" закреплено понятие "жилищный накопительный кооператив" - потребительский кооператив, созданный как добровольное объединение граждан на основе членства в целях удовлетворения потребностей членов кооператива в жилых помещениях путем объединения членами кооператива паевых взносов. Жилое помещение - квартира или жилой дом, отвечающие требованиям, установленным жилищным законодательством РФ.

Действует ряд законодательных актов, которые устанавливают условия предоставления земельных участков для жилищного строительства и осуществления жилищного строительства отдельными категориями граждан.

Согласно п. 16 ст. 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), гарантируется внеочередное вступление в жилищно-строительные кооперативы, внеочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства (при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий).

Статья 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривает, инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

В соответствии с п. 8 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется внеочередное вступление в жилищно-строительные кооперативы, внеочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства (при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий), внеочередное вступление в садоводческие товарищества (кооперативы).

Статья 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" закрепляет норму о том, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется по их желанию право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо на получение ими земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу за пределами территории РФ, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, органы местного самоуправления вправе в первоочередном порядке предоставлять право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I "О вынужденных переселенцах" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления оказывают вынужденному переселенцу помощь при вступлении в жилищный кооператив, помощь в индивидуальном жилищном строительстве, включая предоставление (приобретение) земельного участка.

Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" предусматривает, что судья, ушедший или удаленный в отставку со стажем работы в должности судьи не менее 20 лет либо ставший инвалидом в период работы и пожелавший переехать на постоянное место жительства в другую местность, обеспечивается в порядке, установленном Правительством РФ, благоустроенным жильем в виде отдельной квартиры либо дома за счет средств федерального бюджета. Ему предоставляется возможность внеочередного вступления в жилищно-строительный кооператив, оказывается содействие в индивидуальном жилищном строительстве (п. 4 ст. 19).

В соответствии со ст. 30 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" сотрудники милиции имеют право на получение беспроцентных ссуд на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство с рассрочкой на 20 лет и погашением 50% предоставленной ссуды за счет средств соответствующих бюджетов.

2. Пункт 2 ст. 9 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" запрещает размещение на землях лесного фонда дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства.

Пункт 4 ст. 8 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" закрепляет правило о том, что до 1 января 2010 г. не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.