Перейти к основному содержанию

Статья 26 ЗК РФ. Документы о правах на земельные участки

Новая редакция Ст. 26 ЗК РФ

1. Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

2. Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Комментарий к Статье 26 ЗК РФ

В комментируемой статье, несмотря на ее название, на ее, казалось бы, важнейшее значение в вопросе подтверждения возникших ранее или возникающих в процессе оборота земельных участков прав, на самом деле не приводится перечень правоподтверждающих документов. Отсылка к Закону о государственной регистрации прав на недвижимое имущество в п. 1 также не может помочь гражданам или организациям, которые обратились к ст. 26 ЗК. Одним словом, ст. 26 ЗК не может сама по себе служить той цели, которую преследовал законодатель, вводя ее в главу V ЗК.

В соответствии с абз. 1 п. 9 Закона о введении в действие ЗК государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП.

Абзац 2 п. 9 признает действительными и имеющими равную юридическую силу с записями в ЕГРП выданные после введения в действие Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 года N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <229>, свидетельства и государственные акты. Рассмотрим их в хронологическом порядке.
--------------------------------
<229> СЗ РФ. 1998. N 8. Ст. 963.

Без всякого сомнения, на данный момент самым старым документом, удостоверяющим права на землю является государственный акт на право собственности, бессрочного (постоянного) пользования. Впервые он был упомянут в абз. 5 ст. 9 ЗК РСФСР: государственный акт на право собственности, бессрочного (постоянного) пользования выдается соответствующему сельскохозяйственному предприятию с указанием в нем размера земель, находящихся в государственной и коллективно-долевой собственности, списка собственников и земельной доли каждого из них. Однако только в сентябре 1991 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей" <230> были установлены единые для РСФСР две формы государственного акта.
--------------------------------
<230> .

Впоследствии специалистами Роскомзема была разработана и Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве РФ утверждена Инструкция Роскомзема от 9 марта 1992 г. "О порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей" <231> (далее - Инструкция Роскомзема от 9 марта 1992 г.) Она определяла порядок составления, выдачи (замены) и хранения государственных актов.
--------------------------------
<231> .

Государственный акт по форме N 1 должен был выдаваться гражданам, которым предоставляются земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, строительства гаражей, для иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства, а также предпринимательской деятельности (п. 1.3).

Государственный акт по форме N 2 должен был выдаваться предприятиям, учреждениям, организациям, которым предоставляются земельные участки для сельскохозяйственного производства или для несельскохозяйственных нужд, а также гражданам для организации крестьянских (фермерских) хозяйств.

Согласно п. 1.8 Инструкции Роскомзема от 9 марта 1992 г. к государственному акту в качестве приложения выдаются:

список собственников при передаче земельных участков в коллективно-долевую собственность граждан земель колхозов, других кооперативных сельхозпредприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных предприятий (при выдаче государственного акта по форме N 2). Важное значение в составе такого акта имеют графические данные - общие границы землепользования и указания смежеств на отдельных участках границы (например, от А до Б - такой-то смежный пользователь), а также указание на площади лесных и иных участков.

Что касается земельных долей, то право на них должно было удостоверяться справкой, "выдаваемой в необходимых случаях" по форме, приведенной в приложении 1 к Инструкции Роскомзема от 9 марта 1992 г. По сути, в этом пункте Инструкции воспроизводились положения статьи 9 ЗК РСФСР 1991 года, содержание которой мы уже приводили выше.

Согласно пункту 1.8 Инструкции, государственные акты предназначались для выдачи не каждому участнику долевой (коллективно-долевой) собственности, а только предприятиям, в чьем пользовании ранее находилась земля. Именно в течение первого этапа аграрной реформы возникла неопределенность, чье же право должны удостоверять государственные акты. Какие-либо дополнительные разъяснения, письма или инструкции, разрешающие эту неопределенность, после 9 марта 1992 г. нам не известны. Государственные акты на право собственности на землю образца 1991 года не могли юридически безупречно удостоверить возникновение права долевой собственности на землю <232>.
--------------------------------
<232> Савенко Г.В. Современные проблемы оборота земельных долей и участков сельскохозяйственного назначения / Под ред. А.А. Ялбулганова. М.: ЦППИ, 2009. С. 26.

Форма свидетельства на право собственности на землю, которое должно было иметь силу до оформления государственного акта, порядок выдачи такого свидетельства и его регистрации установлена письмом Государственного комитета РСФСР по земельной реформе и поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств от 13 января 1992 г. N 3-14/60 <233> (далее - письмо Госкомзема от 13 января 1992 г.). Предусматривалось, что эти свидетельства выдаются гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям на основании принятых органами местной администрации решений о предоставлении земельных участков районными (городскими) комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам, а в сельских населенных пунктах - руководителями исполнительных органов сельских (поселковых) Советов народных депутатов. При наличии планово-картографических материалов вместе со свидетельством должен был выдаваться чертеж, план (выкопировка с плана) землепользования с указанием границ земель, предоставляемых в собственность или пользование. Так как на начало 1992 г. в законодательных актах о земельной реформе не содержалось четкого и недвусмысленного указания на характер долевой собственности, которая должна возникнуть у граждан после приватизации земли, то и форма свидетельства, утвержденная письмом Госкомзема от 13 января 1992 г., не могли служить эффективным инструментом закрепления новой аграрной политики. Такие свидетельства выдавались чаще всего сельскохозяйственным предприятиям. Они удостоверяли право постоянного (бессрочного) пользования землей под производственными объектами. Но в них вписывались и право аренды, и даже (с конца 1992 г.) сведения о земельных участках, предоставленных в общую долевую собственность (например, ТОО "Красносельское").
--------------------------------
<233> Документ опубликован не был.

Еще одно свидетельство о праве собственности на землю, форма которого была утверждена Постановлением Правительства РФ от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельств о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения" <234>, мало чем отличалось от предыдущего. Это свидетельство, задуманное как временный документ, действующий до выдачи соответствующего государственного акта, выдавалось райкомземами также на имя юридических лиц (сельскохозяйственным предприятиям) после утверждения проектов перераспределения земель.
--------------------------------
<234> Российская газета. Спецвыпуск. 1992. 15 апреля.

Указанные свидетельства подтверждают право собственности граждан на земельные участки в границах населенных пунктов. Если речь идет о КФХ, то свидетельства подтверждают отведение им для деятельности отдельных земельных участков. Большинство из них включает и графические данные - изображение конфигурации земельного участка. При этом схема не сопровождается указанием на координаты межевых знаков; отсутствуют указания смежеств на отдельных участках границы. Копии свидетельств включают в межевые планы в случае уточнения местоположения границ ЗУ. Как доказательства указанные свидетельства используются в делах:

по искам об определении местоположения границ земельного участка;

по искам о согласовании местоположения границ уточняемого земельного участка;

по искам о признании права собственности на жилые дома;

по искам о признании права собственности на земельные участки (как под индивидуальными жилыми строениями, так и крестьянских (фермерских) хозяйств).

Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 утверждена форма свидетельства на право собственности на землю и порядка регистрации этих свидетельств государственными органами. Выдача каждого свидетельства сопровождалась регистрационной записью об этом в райкомземе, что послужило началом составления базы данных об изменениях в составе участников долевой собственности. Напомним, что впоследствии, после введения в действие Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, сотрудники районных отделов Управлений Роснедвижимости (последним архивы были переданы райкомземами) даже некоторое время осуществляли государственную регистрацию прав при совершении сделок с земельными долями. Эти новые свидетельства не имели ничего общего ни с государственными актами по формам N 1 и N 2, ни с формой свидетельств, которые были утверждены ранее. Согласно пункту 3 Указа Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 указанное свидетельство является документом, удостоверяющим право собственности на земельный участок, и служит основанием при совершении сделок купли-продажи, залога, аренды, а также при осуществлении иных действий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком в соответствии с действующим законодательством. Осуществление иных действий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком означает в том числе возможность участвовать в общих собраниях участников долевой собственности. В 1994 - 1996 гг. подготовлено 11,3 миллиона свидетельств на земельные доли; выдано - 10,7 миллиона (92,2% от общего количества) <235>. В настоящее время свидетельство образца от 27 октября 1993 г. удостоверяет право собственности на земельную долю наравне со свидетельством о государственной регистрации права.
--------------------------------
<235> Волков С.Н. Землеустройство. Т. 8. Землеустройство в ходе земельной реформы (1991 - 2005 годы). М.: КолосС, 2007. С. 48.

С введением в действие Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество записи о возникновении, изменении и прекращении права вносятся в ЕГРП. Свидетельства о государственной регистрации права с указанием даты внесения сведений в ЕГРП и номера регистрационной записи с 1998 г. заменили собой и государственные акты, и свидетельства образца 1992 г., и свидетельства на земельные доли образца 1993 года. При этом документы старого образца в настоящее время сохраняют, как мы уже указывали, свою юридическую силу.

Необходимо также подчеркнуть, что в течение некоторого времени в ряде субъектов РФ свидетельства о государственной регистрации права подписывались и выдавались в 1998 г. году руководителями райкомземов.

Пункт 2 ст. 26 ЗК устанавливает, что договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами. По сути, он является частью совокупности норм об аренде (глава 34 ГК), а также положений о государственной регистрации сделок (также п. 1 ст. 131 и ст. 164 ГК). Согласно п. 2 ст. 609 ГК договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. "Закон" в данном случае - это и есть правило п. 2 ст. 26 ЗК. Что касается безвозмездного срочного пользования земельным участком, то положение об особенностях государственной регистрации этого вида права в п. 2 ст. 26 ЗК сформулировано по аналогии с особенностями государственной регистрации права аренды, так как оба эти вида права не относятся к числу вещных.

Другой комментарий к Ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации

1. Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав. Проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки. Форма свидетельств и специальной надписи устанавливается Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При этом формы свидетельства о государственной регистрации, введенные отдельными субъектами РФ и администрациями городов до установления единой формы свидетельства, признаются юридически действительными (ст. 14 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").

В соответствии с п. 71 указанных Правил свидетельство о государственной регистрации прав, выдаваемое правообладателю, является документом строгой отчетности, имеет степень защищенности полиграфической продукции уровня "Б", а также учетную серию и номер.

Свидетельство выдается правообладателю при регистрации любого вещного права на объект недвижимого имущества. В свидетельстве указываются наименование органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, выдавшего свидетельство; дата выдачи свидетельства; реквизиты документов, на основании которых зарегистрировано право; данные о субъектах права; вид зарегистрированного права; описание объекта права, его адрес (местонахождение) и кадастровый или условный номер; существующие ограничения (обременения) права.

В нижней части свидетельства указываются дата и номер регистрации, которые совпадают с аналогичными данными в Едином государственном реестре прав. В случае общей совместной собственности в свидетельстве указываются все правообладатели и свидетельство выдается в единственном экземпляре для всех правообладателей. В случае общей долевой собственности в свидетельстве указываются все правообладатели, а свидетельство выдается каждому из сособственников. Сведения об иных участниках долевой собственности указываются на оборотной стороне свидетельства и содержат фамилии, имена, отчества участников долевой собственности, а также размер их доли в праве.

При выдаче свидетельства о государственной регистрации права участнику общей долевой собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения на оборотную сторону свидетельства вносятся слова "иные участники общей долевой собственности в соответствии с данными Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на...". Далее указывается дата регистрации права участника долевой собственности, которому выдается свидетельство, а также вносятся слова "права не зарегистрированы", если права (доли в праве) иных участников общей долевой собственности на момент выдачи свидетельства о государственной регистрации права не зарегистрированы.

Свидетельство заполняется от руки или автоматизированным способом. В тексте свидетельства не допускаются исправления, подчистки и приписки. Заполненное свидетельство подписывается регистратором и заверяется гербовой печатью.

Государственная регистрация сделки в отношении недвижимого имущества, а также права собственности или иного вещного права, возникшего на основании сделки, удостоверяется штампом регистрационной надписи на документах, проставляемом на оригинале документа, выражающего содержание сделки.

При государственной регистрации сделки на штампе регистрационной надписи на документах после слов: "Произведена государственная регистрация" - указывается вид зарегистрированной сделки, проставляются дата государственной регистрации и номер, под которым сделка зарегистрирована в Едином государственном реестре прав.

При государственной регистрации права собственности или иного вещного права, возникшего на основании сделки, в штампе регистрационной надписи на документах после слов: "Произведена государственная регистрация" - указывается вид зарегистрированного права, проставляются дата государственной регистрации и номер, под которым это право зарегистрировано в Едином государственном реестре прав.

Если на основании одной сделки в Едином государственном реестре прав зарегистрированы права на несколько объектов недвижимого имущества (например, земельный участок и расположенные на нем здание, сооружение), в штампе регистрационной надписи на документах после слов: "Произведена государственная регистрация" - указываются вид зарегистрированного права и вид объекта недвижимого имущества, право на который было зарегистрировано под номером регистрации, указанным в этом штампе.

Записи в штампе регистрационной надписи на документах заверяются подписью регистратора с указанием его фамилии и инициалов и гербовой печатью.

2. Пункт 9 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что государственные акты, свидетельства и другие документы, которые удостоверяют права на земельные участки, выданные до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав. Кроме того, перечислены виды документов, которые были выданы после введения в силу названного Закона, но до выдачи свидетельств о государственной регистрации и которые также имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав.

3. Правовое значение документов о правах на земельные участки отражено в ряде законодательных и нормативных правовых актов. Так, согласно ст. 11 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте, который составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них.

В соответствии с п. 3 и 4 ст. 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в документах государственного кадастра недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, если такие документы получены до вступления в силу названного Закона, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков. В случае если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается нормативный правовой акт органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.

Пункт 16 Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации предусматривает, что при предоставлении земель, расположенных в охранных зонах сооружений связи и радиофикации, под сельскохозяйственные угодья, огородные и садовые участки и в других сельскохозяйственных целях органами местного самоуправления при наличии согласия предприятий, в ведении которых находятся сооружения связи и радиофикации, в выдаваемых документах о правах на земельные участки в обязательном порядке делается отметка о наличии на участках зон с особыми условиями использования.