Перейти к основному содержанию

Статья 10 ЗК РФ. Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений

Новая редакция Ст. 10 ЗК РФ

1. К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

2. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Комментарий к Статье 10 ЗК РФ

Перечисленные в комментируемой статье полномочия субъектов Российской Федерации в сфере земельных отношений соответствуют положениям Конституции РФ, в которых закреплены вопросы, отнесенные к ведению субъекта Российской Федерации (ст. ст. 72 и 73 Конституции РФ).

Свои полномочия в сфере земельных отношений субъекты Российской Федерации реализуют через деятельность органов законодательной и исполнительной власти.

Так, например, упомянутые в комментируемой статье полномочия субъекта Российской Федерации по изъятию земель для нужд субъектов Российской Федерации реализуется представительным органом власти через принятие соответствующего закона (например, Закон Республики Алтай от 19 февраля 2013 года N 9-РЗ "О регулировании правоотношений, связанных с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд" <80>). Правительство субъекта Российской Федерации реализует соответствующие полномочия через принятие правовых актов в развитие и во исполнение соответствующих законов (например, Постановление Правительства Московской области от 28 декабря 2012 года N 1599/47 "Об изъятии земельных участков и объектов недвижимого имущества, расположенных на них, для государственных нужд Московской области" <81>).
--------------------------------
<80> Сборник законодательства Республики Алтай. Февраль. 2013. N 97(103). Ч. 1. С. 80.

<81> Информационный вестник Правительства Московской области. 28.02.2013. N 3.

Региональными органами исполнительной власти, реализующими полномочия субъекта Российской Федерации, могут быть глава субъекта Российской Федерации (например, Указ Президента Республики Татарстан от 22 января 2004 года N УП-26 "О резервировании земельных участков на территории Республики Татарстан" <82>), региональное правительство (например, Постановление Правительства Республики Дагестан от 29 декабря 2009 года N 480 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов в Республике Дагестан" <83>), а также специализированные органы исполнительной власти (например, Приказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 30 марта 2012 года N 361 "Об утверждении административного регламента предоставления департаментом имущественных отношений Краснодарского края государственной услуги по принятию решения об образовании земельных участков" <84>, Приказ Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 27 августа 2012 года N 68 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по переводу земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую" <85>).
--------------------------------
<82> Республика Татарстан. 27.01.2004. N 17.

<83> Собрание законодательства Республики Дагестан. 31.12.2009. N 24. Ст. 1257.

<84> Кубанские новости. 12.04.2012. N 67.

<85> Томские новости. 27.06.2013. N 25.

При распределении полномочий в сфере земельных отношений, осуществляемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации, следует учитывать предписания Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <86>.
--------------------------------
<86> СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.

По праву собственности субъект Российской Федерации осуществляет управление и распоряжение земельными участками, являющимися собственностью данного субъекта Российской Федерации.

Другой комментарий к Ст. 10 Земельного кодекса Российской Федерации

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Согласно ст. 1 названного Закона в соответствии с Конституцией РФ деятельность органов государственной власти субъекта РФ осуществляется на основе принципов государственной и территориальной целостности Российской Федерации; распространения суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию; верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ; единства системы государственной власти; разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица; разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ; самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий; самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления.

В ст. 5 названного Закона закреплены основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. Этот орган государственной власти принимает конституцию (устав) субъекта РФ и поправки к ней (нему), если иное не установлено конституцией (уставом) субъекта РФ; осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ; осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией РФ, названным Законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии со ст. 21 названного Закона разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и экологии.

В комментируемой статье определены полномочия субъектов РФ в области земельных отношений. К ним относятся резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.