Перейти к основному содержанию

Статья 53 ЗК РФ. Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок

Новая редакция Ст. 53 ЗК РФ

1. Утратил силу с 1 января 2007 г.

2. Отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.

3. При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса. К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком прилагается копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина). К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

3.1. Для принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком на основании заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком необходимы помимо указанных в пункте 3 настоящей статьи документов следующие документы:

копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (для юридического лица);

выписка из Единого государственного реестра недвижимости (при наличии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о таком земельном участке);

документы, удостоверяющие права на землю, а в случае их отсутствия - копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, запрашивает указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы.

Документы, удостоверяющие права на землю, запрашиваются у заявителя в случае, если они не находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

4. При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Копия указанного в настоящем пункте решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права на земельный участок.

5. Право на земельный участок, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращается у лица, подавшего заявление об отказе от права на земельный участок, с момента принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, за исключением случая отказа от права на земельный участок, образуемый в соответствии с настоящим Кодексом.

В случае, если право на земельный участок было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

6. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, обязан сообщить об отказе от права на земельный участок, право на который не было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в налоговый орган по месту нахождения такого земельного участка и в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи.

Комментарий к Статье 53 ЗК РФ

Пункт 2 комментируемой статьи в двух предложениях предусматривает порядок отказа от права собственности на земельный участок, который заключается, во-первых, в подаче заявления в орган по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и, во-вторых, в совершении регистрационной записи в ЕГРП о прекращении такого права. Однако ясность и простота правила п. 2 ст. 53 ЗК в чистом виде относится к идеальной конструкции, когда на земельном участке отсутствуют объекты недвижимости. До настоящего времени в законодательном порядке не урегулирован вопрос об особенностях отказа от права собственности на земельный участок при сохранении за бывшим правообладателем прав на объект недвижимости. Суды восполняют пробелы в правовых конструкциях, подменяя, по сути, федерального законодателя. Постановление ФАС СЗО от 9 марта 2010 г. N Ф07-989/2010 по делу N А56-56486/2009 относится к числу тех судебных актов, которые необходимо учитывать в процессе применения п. 2 ст. 53 ЗК.

Поскольку нормами ЗК не определено понятие отказа от права собственности на земельный участок как основания прекращения права собственности, в данном случае применимы общие нормы гражданского законодательства.

В соответствии со ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. По смыслу приведенной нормы отказ от права собственности заключается в полном отстранении собственника от принадлежавшей ему вещи, а не в отказе только от титула собственника при возможном сохранении отдельных правомочий.

Между тем в случае, когда земельный участок и находящийся на нем объект недвижимости принадлежат на праве собственности одному лицу, при заявлении отказа от права собственности на земельный участок собственник фактически не устраняется от владения и пользования участком, поскольку за ним в силу ст. 552 и п. 2 ст. 271 ГК РФ, пункта 1 статьи 35 ЗК РФ сохраняется право пользования участком в связи с нахождением на нем принадлежащей данному лицу недвижимости. Таким образом, одно только заявление собственника об отказе от права собственности на земельный участок при фактическом сохранении у него правомочий владения и пользования участком не свидетельствует о реальном намерении общества устраниться от всех правомочий в отношении земельного участка, составляющих содержание права собственности на него, и не может рассматриваться как отказ от права собственности, предусмотренный ст. ст. 235, 236 ГК РФ в качестве основания прекращения права собственности.

Кроме того, в развитие принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, закрепленного подп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса, п. 4 ст. 35 того же Кодекса установлен запрет на отчуждение земельного участка без находящихся на нем зданий, сооружений в случае, если они принадлежат одному лицу. Применительно к государственной или муниципальной собственности данный принцип развивается в п. 7 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК, согласно которому со дня введения в действие названного Кодекса не допускается приватизация зданий, строений, сооружений без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.

Под отчуждением понимается передача имущества, принадлежащего одному лицу, в собственность другого лица. С учетом положений п. 1 ст. 16, п. 3 ст. 18, п. 1.1 ст. 19 ЗК, ст. 30.2 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество при отказе гражданина или юридического лица от права собственности на земельный участок с даты государственной регистрации прекращения права собственности такой участок становится муниципальной собственностью, а в субъектах РФ - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге - собственностью соответствующего субъекта РФ - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, если законами указанных субъектов РФ не установлено, что такой земельный участок является собственностью муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов РФ. Таким образом, в силу закона следствием отказа юридического лица от права собственности на земельный участок является переход права собственности на него к публичному образованию, что фактически означает отчуждение земельного участка, которое не может осуществляться в отрыве от передачи прав на соответствующую недвижимость.

Пункты 3, 3.1 и 4 комментируемой статьи детально регламентируют порядок отказа граждан и юридических лиц от права постоянного (бессрочного) пользования и граждан - от права пожизненного наследуемого владения. В отличие от процедуры отказа от права собственности граждане и юридические лица обращаются с соответствующими заявлениями в исполнительные органы государственной власти (в Территориальное управление Росимущества по субъекту РФ или в правительство субъекта РФ) или исполнительный орган местного самоуправления, как правило, в комитет по управлению муниципальным имуществом или комитет по управлению земельными ресурсами; иногда в комитет по земельным и имущественным отношениям. В Санкт-Петербурге это Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга <475>, а в Москве - Департамент городского имущества г. Москвы <476>.
--------------------------------
<475> Положение о Комитете по управлению городским имуществом утверждено Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.09.2004 N 1589 // (дата обращения: 03.02.2014).

<476> Постановление об утверждении положения о Департамента имущества города Москвы N 99-ПП от 20 февраля 2013 г. // (дата обращения: 03.02.2014).

В соответствии с правилом п. 4 комментируемой статьи основанием прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения является решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления. И если ранее в ЕГРП не вносились записи об указанных видах права, то и датой их прекращения согласно положению абз. 1 п. 5 ст. 53 ЗК будет дата принятия соответствующего решения. Если же такая запись в ЕГРП вносилась, то гражданину или юридическому лиц нет необходимости обращаться в Росреестр, поскольку такая обязанность возложена на собственника земельного участка (абз. 2 п. 5 ст. 53 ЗК).

Требование п. 6 комментируемой статьи адресовано исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления. Сообщение об отказе от права на земельный участок, право на который не было ранее зарегистрировано в ЕГРП, направляется в налоговый орган по месту нахождения такого земельного участка и в кадастровый орган (филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по субъекту РФ). Налоговый орган на основании такого сообщения исключает сведения о налогоплательщике и об объекте налогообложения. Кадастровый орган учитывает изменения в части сведений о правах - о правообладателе, виде права и адресе правообладателя (если таковой имелся и отражался в текстовой части кадастрового плана территории). Если ранее государственная собственность на земельный участок не было разграничена, то вместо исключенных данных указываются прочерки.

Другой комментарий к Ст. 53 Земельного кодекса Российской Федерации

Процедура и условия, которые должны быть соблюдены в том случае, если лицо отказывается от своего права (собственности, пожизненного наследуемого владения и т.д.) на земельный участок, состоят в следующем.

Согласно ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

Несколько по-иному урегулирован этот вопрос в земельном законодательстве. Собственник земельного участка вправе отказаться от своего права собственности путем подачи заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В этом случае право собственности на земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения данного права.

В соответствии со ст. 30.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от права собственности на него осуществляется на основании заявления собственника земельного участка.

К заявлению прилагается правоустанавливающий документ на земельный участок. Предоставление правоустанавливающего документа на земельный участок не требуется в случае, если право собственности на такой земельный участок ранее было зарегистрировано в установленном порядке. Предоставление кадастрового паспорта такого земельного участка также не требуется.

В течение пяти дней с даты государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от права собственности на него орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан направить уведомление об этом в орган государственной власти субъекта РФ, если земельный участок относится к собственности субъекта РФ, или в орган местного самоуправления, если земельный участок относится к собственности муниципального образования, а также лицу, подавшему заявление об отказе от права собственности на такой земельный участок.

Несколько иная процедура предусмотрена в случаях отказа от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком. В этих случаях заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

К заявлению об отказе должен быть приложен кадастровый паспорт земельного участка, подлинники документов, удостоверяющих права на землю, в случае их отсутствия - копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, а также копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина), или копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица.

К заявлениям юридических лиц и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления об отказе в месячный срок со дня получения заявления должны принять решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком*(15). Копия решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе.

По общему правилу право на земельный участок, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращается с момента принятия указанного решения.

Если право на земельный участок было ранее зарегистрировано, то исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в недельный срок со дня принятия решения обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права на земельный участок.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязаны сообщить об отказе лица от права на земельный участок, право на который не было ранее зарегистрировано, в налоговый орган по месту нахождения земельного участка и в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости, в недельный срок со дня принятия указанного выше решения.